Рецензия: «Дикарь»: Зверь должен умереть ****
30 июня 2010 г.
Показ фильма «Дикарь» («Savage», Ирландия, 2009, режиссер - Брендан Малдауни, в ролях - Даррен Хили, Нора-Джейн Нун, Райан Эндрюс, Кэти Белтон, Эндрю Беннетт, Джон Берк, Джер О'Лири, Рейчел Рат, Шон Стюарт) прошел в кинотеатре «Октябрь» 25 июня в рамках программы «Вокруг света» 32-го ММКФ.
На улицах Дублина полная жесть. Апокалипсис. Яростная жестокость льется через край холодной волной и омывает неоновый берег. СМИ твердят о насилии, захлестнувшем общество. Полное ощущение, что Ирландия породила не только Ирландскую республиканскую армию (ИРА) и последовавший за этим террор, но и легионы агрессивно настроенных и потерявших всякий страх простых граждан.
Тихий, мирный - слишком мирный для криминального папарацци - Пол считает, что удары судьбы следует принимать стоически: навещает больного отца, мужественно терпит отказы редакций печатать его фото. Но, как пела в свое время группа «Наутилус Помпилиус», «прогулка в парке без дога может стать тебе слишком дорого». Вот и Пол, возвращаясь в свой день рождения домой, стал жертвой юных уличных хулиганов. Ни центры по реабилитации, ни школы самообороны, ни любовь симпатичной девушки не смогли помочь Полу вернуться к прежней жизни. Испытывая панический ужас перед улицей и ее обитателями, Пол сначала бреет наголо голову, а потом покупает в магазине огромный охотничий нож.
Достоверность происходящего и натурализм финала с отрезанием голов и кровавым выходом в свет заставил слабонервных девушек в зале жалобно пищать. Хотя очередная вариация на модную в 80-е тему «яппи в опасности» берет не оригинальностью сюжета – это мы видели на экране десятки раз. С первых же кадров становится ясно, что молодой ирландский режиссер Брендан Малдауни, автор девяти короткометражек и полнометражного дебюта, о котором сейчас идет речь, взял на себя миссию исследовать насилие как неизбежную часть человеческой натуры. Пусть до него еще в 70-е эту формулу разложили на плоть и кровь Джон Бурман («Избавление»), Сэм Пэкинпа («Соломенные псы») и Мартин Скорсезе («Таксист») – последнего, к примеру, Малдауни цитирует, не таясь. Но, в отличие от Трэвиса из «Таксиста», главный герой «Дикаря» берется за нож не в ярости человека, потерявшего свою привычную «Америку», а из-за страха, который выжигает его изнутри. Это борьба не с миром, дошедшим до безумия и сводящим с ума, а попросту вопрос выживания наедине с собой в поисках своего прежнего Я. Есть такое негласное правило: дай имя своему страху, и тогда он не сможет одолеть тебя. Страх Пола носит обычное имя Пол.
То, что заставляет смотреть этот фильм с напряженным интересом, во многом заслуга самого режиссера, показавшего высокий класс «уличного кино» в стиле ненавистных ирландцам английских маргиналов Ника Лава и Алана Кларка, подаривших кинематографу культовые фильмы об английских футбольных хулиганах. А еще мастерство Даррена Хили, сыгравшего метаморфозы, происходящие с главным героем, на уровне лучших актерских работ последнего времени. А последнее время нас этим особо не балует.
Анастасия Белокурова, InterMedia