Рецензия: «Обитель зла-4: Жизнь после смерти 3D»: зомби в трехмерном угаре ****
14 сентября 2010 г.
Фильм «Обитель зла-4: Жизнь после смерти в 3D» («Resident Evil 4: Afterlife», США, год выпуска – 2010, режиссер - Пол Андерсон, в ролях - Милла Йовович, Серджо Перис-Менчета, Шоун Робертс, Ким Коутс, Эли Лартер) вышел в российский прокат 10 сентября.
Посреди бывшего Токио, населенного злыми зомби, стоит навороченная технокрепость корпорации «Амбрелла». Внезапно ее начинает штурмовать группа неизвестных лиц со стройными фигурками, в черном латексе и на высоких каблуках. Когда штурмующие сминают охрану и прорываются внутрь, мы видим, что все они имеют лицо Миллы Йовович. И это только начало. Далее будут трехмерные взрывы вакуумных бомб, посадка самолета на крышу небоскреба, собаки-мутанты, огромный зомби-тролль с гигантским молотом, медленно промахивающиеся мимо героев «матричные» пули и все остальное.
Зритель, посмотревший три предыдущих фильма, теоретически может вспомнить, что у всего происходящего есть предыстория. Что героиню Йовович зовут Элис. Что она является первой жертвой научного эксперимента по поиску, кажется, бессмертия, проводившегося корпорацией «Амбрелла». Что из-за своей неаккуратности корпорация заразила всех людей и зверей в мире зомбовирусом. Что Элис этот вирус, напротив, превратил в супервумен. Что еще в конце предыдущего фильма Элис научилась пиро- и телекинезу, а также обнаружила склад своих клонов, с которыми теперь и штурмует штаб-квартиру злой корпорации. И так далее.
Но зритель может всю эту предысторию и не вспоминать. Он о ней может даже не знать – зрелища это не испортит. Режиссер Пол Андерсон (снявший первый «Mortal Kombat», «Чужого против Хищника» и первую же «Обитель зла»), как обычно, сделал не «историю», а чистой воды визуальный аттракцион, развлекуху без страха и упрека. Зачем заботиться об объяснениях, если зритель и так поймет, что происходит? Милла Йовович вместе с группой расходного материала, то есть второстепенных персонажей, истребляет мутантов. Мутанты истребляют второстепенных персонажей и пытаются истребить Миллу. Собственно, это все – а чего еще надо?
При желании можно обругать создателей фильма за заимствование чужих идей. Например, братьев Вачовски «Жизнь после смерти» обобрала просто до нитки – Йовович клонируется, как Агент Смит, герои прыгают, как Нео, некоторые сцены повторяют «Матрицу» просто один в один. Не забыта и другая классика: мутанты отчасти позаимствованы из второго «Блейда», а отчасти из «Сайлент Хилла». И так далее. Но поскольку все заимствования использованы просто потому, что они удачны и к месту – ругать авторов картины совершенно не хочется.
К тому же, в отличие от прочих 3D-новинок последнего года, порожденных «аватароманией», четвертая «Обитель зла» не пытается притвориться чем-нибудь, кроме бойкого зрелища. И эта прямота тоже подкупает. Ее, кстати, уже оценили и в домашнем американском прокате, где картина в первый уик-энд собрала половину своего бюджета и возглавила бокс-офис.
Виктор Мараховский, InterMedia