На обочине
24 мая 2001 г.
Почему Каннский кинофестиваль самый-самый? Не только потому, что туда
приезжают звезды, там действует огромный кинорынок и освещают его
деятельность четыре тысячи журналистов со всего мира. Каннский форум --
единственный, в котором конкурс всегда был важнее и сильнее по составу, чем
многочисленные внеконкурсные программы. В Венеции и Берлине конкурс обычно
смотрят выборочно, больше времени посвящая любопытным новинкам в панораме;
в Канне -- от первого до последнего фильма. Даже каннские неудачи
вписываются в историю кино. Кажется, так было всегда, но только не в этом
году. 54-й фестиваль сделал ставку на проверенных классиков -- и по
нескольким позициям просчитался: каннские завсегдатаи Эрманно Ольми,
Хирокадзу Корэ-эда, Жан-Люк Годар, Ху Сяо-Сьен и даже братья Коэны
представили в конкурс не слишком выразительные, герметичные картины, порой
удручающе старомодные, отрезанные от реальности. Пришлось искать свежих
кинематографических впечатлений в "Неделе критики", "Двухнедельнике
режиссеров" и "Особом взгляде". Здесь разочарований было куда меньше.
Предлагаемый рейтинг не претендует на полноту, но будьте уверены -- об этих
фильмах вы еще услышите.
1. "Искусство рассказа"/Storytelling (США). Режиссер Тодд
Солондз
Предыдущий фильм Солондза "Счастье" приобрел культовую славу, в том числе и
в Москве, но был, честно говоря, с душком. Слишком много было дешевого
подмигивания узкому кругу избранных поклонников, слишком радостно хихикала
продвинутая публика над телефонным маньяком, мастурбирующим психоаналитиком
и отцом семейства, насилующим одурманенных одноклассников своего 11-летнего
сына. Было абсолютно непонятно, что делать с этими героями -- любить и
сочувствовать им, узнавая самих себя или смеяться над их тормознутой
неадекватностью. "Искусство рассказа" дает ответ на этот вопрос -- любить,
сочувствовать и смеяться. Солондз словно почувствовал сомнительность своих
взаимоотношений с персонажами и ввел в ткань истории потешное alter ego --
неудачливого режиссера, снимающего фильм о рядовом американском подростке,
чтобы в итоге злоупотребить его доверием и выставить на потеху перед
зрителями. Честное и остроумное кино с великолепными работами второго
плана: чего стоит один Джон Гудман в роли отца семейства, актерский талант
которого, похоже, растет вместе с весом.
2. "Кайро"/Kairo (Япония). Режиссер Киеши Куросава
Еще один японский фильм ужасов, причудливо сочетающий сверхсовременные
технологии с древними легендами. Поначалу кажется слишком похожим на
знаменитый "Звонок" Хидео Накаты, только вместо кассеты, несущей смерть,
присутствует загадочная дискета с неведомо как попавшей на нее фотографией
погибшего, сделанной за несколько секунд до смерти. Но в итоге красивая и
страшная идея фильма заставляет забыть о предшественниках: смерть -- это
запертая комната, в которой человек обречен на вечное одиночество, а
мертвецы, получившие доступ в наш мир, не смейтесь, через Интернет,
похищают живых, чтобы не скучно было коротать вечность. Сцены в пустом
городе, населенном бесплотными призраками, обязательно станут
хрестоматийными.
3. "Поздний брак"/Hatouna Mehuheret (Израиль). Режиссер Довер
Косашвили
В Канне все ждали нового фильма Амоса Коллека "Влюбленная Куини", но
традиционный нью-йоркско-еврейский юмор этого режиссера на этот раз
оказался слишком деланным и грубым, зато сенсацией стала картина другого
израильского постановщика -- дебютанта Довера Косашвили (наш бывший
соотечественник по СССР уехал из страны вместе с родителями в начале 70-х в
шестилетнем возрасте). Грузинская семья, живущая в Израиле, задается целью
женить тридцатилетнего сына-недоросля, недоучившегося философа (отличная
актерская работа Лиора Лови Ашкенази). Но сначала его нужно разлучить с
разведенной женщиной с ребенком, о браке с которой родители и слышать не
хотят -- ведь она старше его на целых четыре года. Знакомая нам по лучшим
советским образцам грузинская комедия уступает место странной драме о том,
как легко потерять себя, допустив лишь минутную слабость.