На безрыбье и Пегас - лошадь
22 августа 2001 г.
Торжественное открытие "Московского Пегаса" в "Доме Ханжонкова" состоялось на советский манер -- в атмосфере приподнятой и натянутой.
Звучали поздравления с "праздником сердца", признания в любви к "этому проникнутому духовностью месту" и к "этому священному экрану".
Для поднятия тонуса под откровенную и очень некачественную фонограмму "певец с Украины" Николай Романов исполнил патриотически ориентированную песню с подозрительным националистическим отзвуком: "Москва, Москва, маяк славянства!/ Зажги призывные огни./ И православье, христианство,/ И братство наше сохрани".
А также "сплоти народы-побратимы/ Во славу будущих побед".
Открыла фестиваль новая картина Владимира Наумова "Часы без стрелок".
Правда, понятие "новизны" здесь достаточно условно: слишком уж трогательно и выразительно торчат уши предыдущих работ режиссера: "Тайна Марчелло" (фильм не удалось доснять из-за смерти Марчелло Мастроянни) и "Тайна Нардо, или Сон белой собаки".
"Часы без стрелок" -- наглядная демонстрация того, насколько неправдоподобный и запутанный фильм можно снять при самом незатейливом сюжете.
Неле, вдова очень богатого и очень влиятельного человека (Наталья Белохвостикова), пытается найти и наказать убийцу своего мужа.
О том, что его смерть не просто несчастный случай, ей сообщает проницательный журналист-фотограф (Валентин Гафт).
Доказательств у него, правда, нет, но выручает то, что все герои картины с большим доверием относятся к вещим снам.
В одной из первых сцен ласково простившись с временно приставленной к ней охраной, героиня в абсолютном одиночестве слоняется по улицам Москвы в поисках негодяя.
Но найти его никто не может.
Даже самый лучший следователь горестно восклицает: "Кто убил? Нет фактов.
Такое ощущение, что кто-то очень хочет сохранить эту тайну".
Тогда бесстрашная Неле с чемоданом денег в руках спускается в грязную клоаку, условно именуемую "сыскным агентством", и презрительным хрипловатым голосом изрекает: "Мне нужен киллер.
Я заплачу".
Майор в отставке, а ныне частный сыщик и наемный убийца Стас (Армен Джигарханян), увидев сумку с долларами, заливается слезами (не то от счастья, не то от борьбы с искушением) и соглашается.
И конечно, плохо кончает, равно как и большинство других персонажей.
Не спасает картину ни "цветник" выдающихся актеров, ни навязчивые аллюзии на Брейгеля и Леонардо да Винчи.
А когда ближе к финалу из подвала-бомжатника (в котором, кстати, по идейным соображениям живет отец главной героини) выскакивает никем не управляемый поезд, становится обидно даже за "Небеса обетованные".
В рамках фестиваля "Московский Пегас" также пройдет традиционная программа документальных фильмов "Моя Москва", ретроспектива картин, посвященных 60-летию обороны столицы "Московская киносага" и программа художественных фильмов "Москва, как много в этом звуке".
Эта программа объединяет практически все последние отечественные хиты: "Телец" Сокурова, "Нежный возраст" Соловьева, "Приходи на меня посмотреть" Янковского, "Президент и его внучка" Тиграна Кеосяна, "Москва" Александра Зельдовича, "Место на земле" Артура Аристакисяна и проч.
"Пегас" вообще-то задуман как подарок москвичам ко Дню города.
Однако сеансы тех фильмов, которые и так стоят в репертуаре "Дома Ханжонкова" (а их в программе большинство), будут платными.