Фильм ужасов для семейного просмотра
22 августа 2001 г.
Самое удачное в новом творении Спилберга и компании -- это все-таки заглавный титр: на черном фоне проступает красная надпись "юрский парк", а потом трехпалая лапа динозавра оставляет поперек экрана зазубренную римскую тройку -- следы исполинских когтей...
"Кино должно быть больше, чем жизнь" -- известное голливудское изречение авторы "Парка юрского периода" трактуют буквально.
Куда уж больше, чем кровожадный тиранозавр, терроризировавший героев предыдущих серий? Так нет, откопали какого-то спинозавра длиной в 18 метров и выпустили на экраны на потеху публике.
Миф о динозаврах -- один из самых успешных коммерческих проектов новейшего времени.
Причин несколько.
Во-первых, понятное дело, размер.
Во-вторых, подсознательное желание свести на одной площадке нынешних властителей Земли и тех, кто правил ей в далеком прошлом, и посмотреть, кто кого сборет.
И наконец, динозавры отлично подходят на роль Другого -- загадочного чужака с абсолютно непроницаемым устройством психики.
Правда, наряду с хищными ящерами в каждом "Парке" обязательно присутствует сцена, в которой под раздольную симфоническую музыку добродушные диплодоки меланхолично жуют изумрудно-зеленую травку.
Это чтобы дети не думали, что все динозавры плохие.
"Парк юрского периода", придуманный писателем Майклом Крайтоном и воплощенный на экране в 1993 году режиссером и продюсером Стивеном Спилбергом, поставлен на поток, и бог его знает, сколько еще серий ожидает нас в будущем.
После рекордного успеха второй серии "Затерянный мир" (90,4 млн долларов только за первый уикенд в США и Канаде) Спилберг решил, что удачная идея может приносить доход и без его режиссерских талантов, и на съемках "Парка-3" выступил только как исполнительный продюсер.
Режиссер тоже был подобран исполнительный, аккуратный и понятливый -- Джо Джонстон ("Дорогая, я уменьшил детей", "Джуманджи").
В начале своей кинематографической карьеры Джонстон специализировался на визуальных эффектах и в этом деле преуспел: это он придумал Йоду для "Звездных войн", а за эффекты для "Искателей потерянного ковчега" его наградили "Оскаром".
Так что управляться с фантастическими тварями, воссозданными на компьютерах Industrial Light & Magic и в мастерских голливудского волшебника Стэна Уинстона, ему было несложно.
Коммерческий результат оправдал ожидания: 93 минуты "Парка-3", снятые за 93 млн долларов, уже принесли 168 млн только в американском прокате.
Сюжетная канва осталась неизменной: группа людей попадает на один из островов, где зловещая корпорация Ingen разводила клонированных динозавров, и на протяжении часа с небольшим с переменным успехом борется за жизнь.
Поначалу персонажей много, и зритель с некоторым беспокойством пытается запомнить, кто есть кто, и уложить в голове несколько сюжетных линий.
Делать этого не следует -- скоро динозавры основательно прополют сценарный огород, и останется не так уж много героев: палеонтолог-теоретик, предпочитающий ящеров в виде пыльных костей (Сэм Нил), его помощник -- пламенный практик, готовый рисковать своей и чужой жизнью ради свежего яйца велоцератопса (Алессандро Нивола), супружеская пара, обманом заманившая ученых на остров в надежде спасти пропавшего без вести сыночка (Уильям Мэйси и Теа Леони), и сам сыночек, продержавшийся на острове два месяца благодаря чудодейственной моче тиранозавра, отпугивающей мелких тварей, а на вопрос, где взял, веско отвечающий: "Лучше вам и не знать" (Тревор Морган).
Самым нестандартным и обаятельным в этой компании выглядит, пожалуй, Уильям Мэйси ("Фарго"), добавивший истории немного юмора.
Когда выясняется, что он вовсе не магнат, а скромный владелец магазинчика сантехники, и чек на астрономическую сумму, выписанный палеонтологам, оплачен не будет, герой Мэйси утешает обманутых: "Я все возмещу.
Вот, если вы будете менять ванну, или кран на кухне потечет..."
Все, как обычно, разве что чуточку скучнее.
Динозавры уже не выглядят абсолютными чужаками: волею сценариста им приписана способность мыслить и общаться с помощью крика, да так доходчиво, что на пресс-просмотре увлекшаяся переводчица быстро выучила динозаврий язык и пару раз довольно уместно переводила их выразительный клекот.
Ну а травоядные диплодоки уже поднадоели своими умильными мордами...
Впрочем, может, оно и к лучшему: фильм получается абсолютно понятным, прозрачным, совсем детским -- идеальным зрелищем для любознательного ребенка лет десяти.
Вообще в Голливуде, похоже, стремительно ширится движение за права детей.
Уже никто не считает, что уделом детского кинематографа должны непременно оставаться фильмы о зверюшках и поисках клада у бабушки на чердаке.
Совсем недавно Роберт Родригес адаптировал для детей жанр шпионского триллера ("Дети шпионов").
Теперь Спилберг и Джонстон сняли для детей полноценный хоррор.
Остается только догадываться, как будет выглядеть эротический фильм без возрастных ограничений.