Праправнуку Гюго не удалось запретить сиквел "Отверженных"
14 сентября 2001 г.
Парижский суд отклонил иск Пьера Гюго, требовавшего запретить издание романа "Козетта, или время иллюзий" написанного журналистом Франсуа Сереза (Francois Ceresa) в продолжение романа Виктора Гюго "Отверженные".
Сразу после того, как стало известно, что роман готовится к печати в издательстве Plon, Пьер Гюго стал рассылать гневные письма, в том числе президенту Шираку, требуя запретить публикацию и взыскать с издательства большой штраф за нарушение авторских прав своего великого прапрадеда и разрушение целостности его литературного наследия.
"Можно ли вообразить появление 10-й симфонии Бетховена?" - задавался вопросом Пьер Гюго. Особенно его возмущает, что в "Козетте", которую потомки Виктора Гюго уже окрестили "Отверженными 2" фактически отрицается конец романа-"первоисточника": утопившийся в конце "Отверженных" полицейский Жавер под пером Сереза "воскресает" и предстает положительным персонажем.
Издатели и сам Сереза, со своей стороны, говорили, что степень их непочтительности по отношению к великому писатели сильно преувеличена, что "Отверженные" давно стали общеизвестной классикой, перекладывались и адаптировались множество раз. В первую очередь приводится знаменитый одноименный мюзикл, ставший мировым хитом.
Однако, передает ВВС, основным аргументом в пользу принятия решения в пользу ответчиков для суда стало то, что Виктор Гюго в своем завещании прямо и недвусмысленно отдал свой знаменитый роман во всеобщее пользование.
За этим процессом, как за прецедентом, с интересом следили литературные круги во Франции.
Наследники Гюго до сих пор ведут начатую в 1997 году тяжбу против компании Walt Disney, сделавшей мультфильм по мотивам "Собора парижской богоматери".