Сначала я трусливо признаюсь, что фильмов ужасов я боюсь. Да, я все знаю - это происходит понарошку, а у меня из шкафа никто не выпрыгнет. И все равно - боюсь:-( Смотрю ужастики до первого страшного момента, потом выключаю и бегу пить коньяк, чтобы спать нестрашно было. И не понять мне толпы фанатов, которые под пиво и бутерброды наблюдают, как мертвецы смачно жуют остатки положительного героя. А может быть я просто этим фанатам завидую?
Как бы то ни было, в рейтинге жанров, проведенных сайтом Omen ужасы вышли на третье место, пропустив вперед только порнографию (ну это святое;-)) и боевики.
На самом деле, грань между фильмами ужасов и триллерами очень тонкая. И в одном, и в другом жанре присутствует напряженная атмосфера ожидания худшего. Не случайно, "Молчание ягнят" часто значится в списках фильмах ужасов, хотя это по сути классический триллер (честно признаюсь, ни одному фильму не удалось напугать меня так, как этому). Впрочем, в фильмах ужаса есть свои законы жанра. И если основная задача триллера все-таки развлечь зрителя, то фильм ужасов должен его напугать. Желательно до бессонницы и потери аппетита;-)
Примитивные фильмы ужасов начали снимать еще в начале нашего века, когда кинематограф только набирал популярность. Самые известные из старых ужастиков - фильмы про вампиров, которые сейчас кажутся детскими сказками. Тем не менее, развитие жанра шло постепенно, и расцвет его пришелся на 60-е годы. Тогда страшные фильмы одновременно начали снимать в Европе и в США. Конечно, сначала это были триллеры. Например, в Штатах творил классик жанра Альфред Хичкок. И хотя его фильмы не были фильмами ужасов в современном понимании, пронзительно-нервная атмосфера удавалась Хичкоку безупречно. И он же первый использовал моющуюся в ванной девушку, как объект для нападения (в дальнейшем этот кадр перекочевал в десятки фильмов). Первые же фильмы "мясорубного" жанра появились только в 70-е годы - это были фильмы "Техасская резня бензопилой" и "Черное Рождество".
Условно все фильмы ужасов делятся на:
1. фильмы-триллеры (там действуют маньяки-убийцы или что-нибудь подобное)
2. фильмы про вампиров, оборотней, зомби и других страшных существ
3. мистические фильмы ужасов
4. кровавые фильмы ужасов (slasher - нечто вроде "мясорубки"), где главное - реки крови и вызывание отвращения у зрителя.
Фильмы второй категории зачастую пересекаются с последней, как, впрочем, и все остальные категории. Однако, более менее чистые образцы жанра все-таки есть:
1. - "Молчание ягнят", фильм, оставляющий после себя страшное ощущение беспомощности перед злом, которое где-то рыщет - "Семь" - страшный фильм о маньяке, который наказывает человечество за грехи - "Хэллоуин" - о психопате, убивающем людей на Хэллоуин - "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" - популярный молодежный ужастик
2. - "Дракула" (1931) со знаменитым Белом Лугошей, исполнявшим эту роль почти всю жизнь - "Дракула Брема Стокера" фильм не столько страшный, сколько очень красивый, к тому же снят самим Копполой. - "Вампиры" Джона Карпентера - один из самых известных фильмов о вампирах - "Интервью с вампиром" - самый лиричный фильм о вампирах - "Тень вампира" - последний голливудский хит на эту тему - Вся серия про "Фредди Крюгера" - классика ужасов о монстре, неустанно преследующем подростков. - "Зловещие мертвецы" - очень веселый кладбищенский ужастик - "Чужие" - о нападении инопланетных монстров
3. - "Омен" - "Ребенок Розмари" - "Экзорцист" Все три фильма сняты примерно на одну и ту же тему - взаимоотношения с дьяволом и вселение дьявола в человека и все три очень страшные.
4. - "Пятница, 13" и продолжения - маньяк убивает подростков в летнем лагере - "Восставший из ада" - монстр преследует людей Реки крови, горы трупов, расчлененка и т.п. приятные вещи в ассортименте.
Фильмы ужасов изначально жанр - условный. Это прекрасно отражено в знаменитых советах "Как выжить в фильмах ужасов" и "Как не выжить в фильмах ужасов". Действительно, только очень хороший сценарист сможет логически оправдать, зачем понадобилось главному герою переться ночью на кладбище или лезть в подвал, когда даже самому тупому зрителю понятно, что ничем хорошим это не кончится. Возможно поэтому, ужастики снимаются в основном для видео и относятся к фильмам категории В. Редко когда авторам фильма удается действительно убедить зрителей в реальности происходящего и передать настоящую атмосферу страха и ужаса. Это - высший класс. Остальные ужастики строятся по стандартному принципу: похожие интерьеры, похожие монстры, похожие способы убийства. Но любители все равно находятся.
В конце 90-х годов с появлением "Крика" началось настоящее возрождение жанра. Ужастики опять на какое-то время перекочевали из темных комнат с видеомагнитофонами в огромные залы с Долби-стерео. Причем, наравне с безделушками вроде "Я знаю, что вы..." появились настоящие шедевры жанра - например, "Ведьма из Блэр" и "Сонная лощина".
Впрочем, определенный подвид ужастиков мне все-таки очень нравится. Это комедии ужасов, пародирующие истертые каноны фильмов, наподобие нашего мультика про Кентервильское привидение. Тут вне конкуренции дилогия "Семейка Аддамс" и "Битлджюс". И то, и другое ужасно смешно и совершенно нестрашно.
В любви к фильмам ужасов нет ничего патологического, если только для человека общение с монстрами и вурдалаками не становится смыслом жизни. Пережить несколько жутких моментов, не рискуя при этом ничем, очень приятно. Гораздо хуже, когда жизнь складывается так, как у одной моей знакомой, которая недавно призналась, что все эти фильмы ужасов по сравнению с ее реальными проблемами - детский лепет. Так что если в жизни вам не хватает адреналина - идите в видеопрокат и подберите себе что-нибудь с запоминающимся названием вроде "Заброшенное кладбище".