Безымянные награды
3 декабря 2001 г.
Раньше их называли "Феликсами", теперь перекрестили в "Европейские
кинонаграды" -- имени для новой статуэтки (девушка в расшитом звездами
платье) пока не придумали. С 1988 года награды выдает Европейская
киноакадемия, президентом которой является Вим Вендерс, а членом -- любой
кинопрофессионал, готовый платить ежегодный членский взнос в сто евро. В
прошлом году церемония вручения прошла в Париже, и умение французов
энергично пускать пыль в глаза ненадолго создало иллюзию, что "Феликс"
становится на ноги. Церемония этого года, состоявшаяся в Берлине в минувшую
субботу, показала, что экс-"Феликсу" далеко не только до "Оскара", но даже
до "Сезара".
"Амели" Жан-Пьера Жене предсказуемо удостоилась статуэтки за лучший фильм.
Жене провозглашен лучшим режиссером, а Брюно Дельбоннель -- лучшим
оператором. Изабель Юппер была названа лучшей актрисой за "Пианистку".
Исполнителем лучшей мужской роли стал Бен Кингсли, сыгравший в британском
гангстерском боевике "Сексуальная тварь" (он был показан на Московском
кинофестивале в программе "Опасные связи").
Комментировать эти решения бессмысленно: награды присуждены фильмам, уже
получившим свою долю почестей и восторгов. Как ни ругай узость вкусов
членов Американской киноакадемии, присуждающих "Оскаров", в одном им не
откажешь: вкусы у них есть -- четко очерченные, стабильные, предсказуемые.
Если же посмотреть на списков номинантов в категории "Лучший европейский
фильм" (помимо "Амели" там были "Дневник Бриджит Джоунз", "Эксперимент",
"Интим", "Итальянский для начинающих", "Пианистка", "Комната сына",
"Другие"), становится очевидно, что это просто механическая подборка
прокатных чемпионов и фестивальных фаворитов. "Европейские кинонаграды" не
задают моду, а следуют уже сложившимся тенденциям. Именно поэтому они так и
не стали событием в киножизни, а информации об их вручении не найдешь днем
с огнем ни в информационных агентствах, ни даже на официальном сайте
Европейской академии.