Эстонская и японская картины рассказывают о странностях любви
27 июня 2002 г.
27 июня в рамках конкурсной программы ММКФ демонстрируются два фильма, каждый из которых посвящен необычной любви. Первая картина - "Сердце медведицы", снятая классиком эстонского кино Арво Ихо, рассказывает о молодом человеке, приехавшем в тайгу, чтобы испытать себя, и нашедшего там любовь с духом медведицы. Японский фильм "Синева" на этом фоне выглядит, практически, традиционно - здесь повествуется о любви двух юных школьниц. Эту картину снял режиссер-дебютант Хироси Андо.
Режиссер Арво Ихо на сегодняшний день является одним из самых опытных эстонских мастеров кино. Он был оператором и сорежиссером легендарной картины "Игры для детей школьного возраста", возглавлял Союз кинематографистов Эстонии, читал лекции в университетах США, Финляндии и Шри-Ланки. Правда, последние десять лет кино он не снимал. Может быть, именно это стало причиной сумбурности и перегруженности фильма "Сердце медведицы". Слишком многое хотелось сказать - но вместить это в одну картину было просто невозможно. Из-за этого почти ни одна из многочисленных линий не доведена до хоть какого-то логического завершения, а образы из мифов и обычаев разных народов налезают один на другой.
Молодой эстонец Ника приезжает в Сибирь, мечтая о вольной жизни охотника. Ему выделяют безлюдный участок на берегу таежного озера. Он знакомится с представителями племени местных аборигенов, заводит роман с учительницей в райцентре, убивает медведя во время периода спаривания и отдает дань медведице, становясь ее мужем. Все эти события никакого влияния друг на друга почему-то не оказывают. Так, например, когда Ника попадает на праздник аборигенов, ему отдают в жены 14-летнюю девочку. Герой сначала принимает это за шутку и с радостью принимает участие в игре. Но потом, поняв свою ошибку, естественно отказывается от "невесты". Та, выхватив нож, убегает в лес и вспарывает себе живот. Никакого продолжения в фильме этот эпизод не получил. И так все время! Многозначительные христианские и языческие образы, которыми нашпигованы сцены, вроде бы придают истории оттенок притчи, но, к сожалению, на самом деле только еще больше запутывают действие. Хотя есть в картине и свои достоинства!
- например, блестящая операторская работа Рейна Котова, пейзажные кадры которого хочется вырезать и повесить в рамке на стену.
Фильм "Синева" рассказывает о первой любви. Вернее, первой эта любовь оказывается только для главной героини фильма. У ее возлюбленной, как выясняется в процессе картины, уже был возлюбленный, общение с которым закончилось абортом. Из-за этого девушке даже пришлось пропустить год школьной учебы. Роман между двумя школьницами оказывается очень хрупким. Но они находят в себе силы сохранить силу и достоинство. И хоть это влечение не может иметь никаких перспектив, девушки сохранили навсегда воспоминания об этой встрече.
Надо отдать должное режиссеру Хироси Андо - роман двух девочек в его картине смотрится абсолютно органично, не вызывая ни одной мысли о нетрадиционной сексуальной ориентации. Чувства героинь фильма чисты и невинны, в них нет ни капли порока. Но у "Синевы" есть один большой недостаток - чрезмерная затянутость. Если кто-то пошел через школьный двор, то кадр будет длиться до тех пор, пока героиня не скроется из виду - даже если на это потребуется несколько минут. Такие проходы могут быть оправданы, если поддерживаются внутренним ритмом, но в данном случае этого не было. В японском кино неторопливость повествования является фирменной чертой - Такеши Китано может тянуть сцену хоть десять минут - но там за этим скрывается вулкан эмоций. А в "Синеве" остается только атмосферой.