Гоша Куценко - одно из самых заметных лиц нынешнего киногода. На
"Кинотавре" в конкурсе дебютов были представлены два фильма с его участием:
"Дорога" Натальи Петровой и "Смеситель" Александра Шейна. На XXIV
Московском МКФ Куценко можно было увидеть и в конкурсном фильме
"Одиночество крови", и в "Антикиллере" Егора Кончаловского, где он сыграл
майора Коренева по кличке Лис, борца с преступностью и жестокого мстителя.
Даже его появление в небольшом эпизоде режиссерского дебюта Филиппа
Янковского "В движении" было встречено публикой на премьере в "Пушкинском"
аплодисментами. Гоша Куценко - это сейчас модно. Но в большом
кинематографическом мире его пока что воспринимали скорее как персонажа
светской хроники, нежели как серьезного актера. Этот год может стать для
Куценко переломным. А может быть, и этот день. Сегодня выходит в прокат
"Антикиллер". С Гошей КУЦЕНКО беседовала Вита РАММ.
- Ваша актерская карьера развивалась непрямым путем. Ведь школу-студию МХАТ вы закончили давно...
- Вот, мы с вами сидим напротив моей школы-студии. Тогда это был проезд
Художественного театра, сейчас - Камергерский переулок. Они разные по
своему виду, по состоянию. Я учился на курсе у Михаила Ивановича Тарханова.
Мой любимый педагог по сценической речи - Ольга Юльевна Фрид, мои педагоги
- Анна Михайловна Камолова, Михаил Лобанов, Евгений Радомысленский. Я
картавил, поэтому еще на третьем туре и назвался вместо Юрия Гошей, чтобы
избежать еще одной садистской улыбки Олега Павловича Табакова. Никогда не
забуду, как четырнадцать лет назад нам объявляли списки поступивших. Мы
сидели все такие свободные, счастливые: впереди вся жизнь. Но впереди
оказалось громкое, дружное "нет" нескольких московских театров по окончании
курса, потуги антрепризы, огромное количество эпизодов в кино. Потом -
рекламное агентство с Романом Прыгуновым, Филиппом Янковским и Сергеем
Никольским. Потом - какое-то кино. Затем - Кино. А сейчас у нас с Юсупом
Бахшиевым и Виктором Такновым компания MB production. Мы выпустили
скромный, но внятный "Апрель", сейчас - "Антикиллер". Думается, время не
тратилось впустую, но ждать настоящих ролей пришлось долго.
- Вы из актерской семьи?
- Мои родители к актерскому миру не имеют никакого отношения. Папа работал
в министерстве радиопромышленности. Мама - врач. Помню, своим решением
бросить после третьего курса институт радиотехники, электроники и
автоматики родителей огорчил довольно сильно. Папины друзья даже звонили в
приемную комиссию школы-студии, чтобы меня не вводили в заблуждение
относительно моих талантов.
- Какое амплуа было у вас во время учебы?
- Пока учился, старался всех удивлять своими отрывками. Надеюсь, отчасти
мое амплуа - удивлять, и оно остается при мне. И сценарии я выбираю по
тому же принципу. Сначала должен удивиться сам, чтобы потом мог удивить
зрителей.
- Складывается впечатление, что именно ваши друзья -
режиссеры-дебютанты - предложили вам то, чего вы так долго
ждали?
- Да, мои друзья наконец-то получили возможность снимать полнометражные
фильмы. С ребятами мы давно сошлись в контексте творчества, каких-то
хороших, добрых и жизненных иллюзий. Вместе путешествовали, хулиганили.
Например, надевали тюбетейки, узбекские халаты и с магнитофонами, ковриками
гуляли по Тверской, спрашивая на тарабарщине, как пройти на Казанский
вокзал...
- Что вы можете сказать о своем герое в фильме "Антикиллер"?
- Мне сложно анализировать свою работу. Она еще во мне. Я понимаю, почему
актеры так неловко говорят о своих персонажах. Мой Лис не то что бы
антигерой, но в картине у него много сомнительных поступков.
- У Жеглова из "Места встречи изменить нельзя" тоже не было сомнений, что в борьбе с преступностью все средства хороши...
- Но у Жеглова был оппонент! И это двигало действие. Фильм Станислава
Говорухина об этом. В финале "Антикиллера" оппонентами Лису должны стать
сами зрители. Картина на самом деле о том, что перевелись у нас оппоненты.
Лис - трагическая фигура. Он сам себя уполномочил на борьбу с
преступностью. Это фильм о нашем времени. Он ломкий по жанру - мы его
называем "психовик". Наш продюсер Юсуп Бахшиев большой поклонник азиатского
кино. "Антикиллер" по духу ближе к современному корейскому, тайскому кино.
Там не так много от европейских или голливудских фильмов.
- Вы уже запустили "Антикиллера 2". В новом фильме оппонент у Лиса будет?
- Время, описанное в романе, настолько кусательное, поджигательное и
взрывательное, что оппоненту нет места. Зато есть партнеры. Лис официально
служит в мощной организации. Будет меньше криминального "психовика" первого
"Антикиллера", больше драматизма. Для Лиса готовится любовная, я бы сказал,
траектория.
- По актерскому исполнению картина получилась выпуклая. Егор иногда
провоцировал актеров не к прямой игре, снимал как бы их тени... К
сожалению, из киноверсии пришлось вырезать много смешных сцен, много вроде
бы второстепенных моментов, которые тем не менее проясняют поступки,
реакции.
- Ваше поколение в этом году заявило о себе как о единой команде.
Кажется, ваша главная цель - быть интересными зрителю.
- Кино сегодня, скорее всего, индустрия. Оно больше связано с бизнесом,
нежели с высоким искусством. В России формируется рынок, и в кино в том
числе. Он требует новых идей, новых людей. Появляются первые продюсеры. Они
считают деньги - вложенные в проект, полученные за сборы. Они диктуют свои
правила. Мы себя не считаем молодым поколением. За нами идут люди еще
моложе. Просто не было рынка, не было в нас нужды, поэтому мы позже, чем
хотели, заявили о себе. Нашим прежним заказчикам важнее всего было качество
рекламного ролика. Их не волновали глубокие размышления о судьбах
российской культуры, о разрыве связей между поколениями в кинематографе. Мы
работали, но всегда ждали возможности снимать кино.
- Но принято говорить и о "режиссерском послании". Что для вас
мировоззрение в кино?
- Если вспомнить ранние картины Чухрая, Озерова, Алова и Наумова, Хуциева,
Михалкова-Кончаловского, то могу сказать, что время человеческих глыб
закончилось. Тогда были свои традиции, были свои объяснения - зачем и
почему... Сейчас все разбежались по горизонтальной плоскости. Поэтому кино
и развивается как бизнес, как индустрия. Сейчас оно само бегает за людьми,
ищет своего зрителя. Это жанровое кино. У Натальи Петровой - мелодрама, у
Романа Прыгунова - триллер, у Егора Кончаловского - боевик. Я мечтаю об
универсальной картине, такой, например, как "Кукушка" Александра Рогожкина.
Это настоящее авторское кино, и вместе с тем оно открыто для любого
зрителя. Это пример для нас всех и в продюсерской работе. Сергей Сельянов
- продюсер моего времени. Очень надеюсь поработать с ним.
- Ваши продюсерские планы?
- С французскими партнерами разрабатывается проект по Михаилу Булгакову -
"Морфинист". Режиссером этого фильма будет Егор Кончаловский. Есть идея
снять фильм по повести Алексея Слаповского "Висельник". Есть еще ряд
проектов. Они все для меня интересны. Я знаю, о каких людях они и для каких
людей. Я вижу, что люди вновь стали ходить в кинотеатры. Им там комфортно.
И им вновь интересно то, что происходит на экране. Они начинают доверять
российскому кино. Я считаю, что во всех городах России должны висеть
растяжки с призывами смотреть российские фильмы. А то у нас самым модным
буквосочетанием сейчас стало слово "эпиляция". Все как-то вырывается с
корнями. Министерства культуры и образования должны в срочном порядке
начать устраивать для детей, школьников некоммерческие показы новых
российских фильмов, чтобы поход в кино стал привычкой. Чтобы они отличали
художественный фильм от кино телевизионного, а телесериал от рекламы!
- У вас самого есть режиссерские амбиции?
- Нет. Никогда не было и не будет. Режиссура - это совсем другой способ
восприятия мира. Я скорее стал бы кинооператором, если бы можно было начать
все сначала.