Пророки в Торонто
17 сентября 2002 г.
Кинофорум в Торонто принято называть фестивалем фестивалей: он не является
конкурсным и приглашает в свою программу немало фильмов, уже показанных на
других фестивалях и получивших признание у зрителей и профессионалов. И тем
не менее внеконкурсный статус нисколько не мешает тому обстоятельству, что
каждый год список призов растягивается на две страницы убористого текста. А
североамериканские премьеры в Торонто имеют не меньшее значение, чем
фестивальные победы в Старом Свете, так как позволяют прокатчикам судить,
сколько та или иная артхаусная новинка соберет в США и Канаде.
Самым престижным из наград Торонто является приз фильму-открытию,
учрежденный концерном Volkswagen. Победителем, которого выбрали
голосованием аккредитованные на фестивале критики, стали "Сестры Магдалины"
шотландца Питера Муллана. Это уже вторая награда за минувшие две недели:
совсем недавно "Сестры" удостоились "Золотого льва" Венецианского
кинофестиваля. От Муллана, более известного как актера (он сыграл главную
роль в "Меня зовут Джо" Кена Лоуча), никто не ждал такого сенсационного
успеха. Да и картина его, при всей драматургической добротности и
трогательной игре юных актрис, не кажется оригинальной. Но антиклерикальный
пафос фильма (он рассказывает о чудовищном обращении с девушками,
попадавшими в ирландские католические приюты для "грешниц") неожиданно
пришелся кстати. На пресс-конференции Муллан поставил жестокосердных
церковников на одну доску с "Талибаном". Ватикан не замедлил подставиться,
назвав венецианское награждение "Сестер Магдалины" "злобной провокацией", а
интеллектуалы с богатым "левым" прошлым вспомнили молодость и дружно встали
на защиту картины.
Вообще создается впечатление, что в фестивальном мире соскучились по
картинам с ясной и жесткой социальной и мировоззренческой позицией,
картинам спорным и яростным, способным вызвать не только восторги
утонченной публики, но и общественный резонанс. Именно это подтвердил и
недавний Венецианский фестиваль, на котором призы раздали фильмам "с
месседжем", а стилистически безупречных "Кукол" Такеси Китано
демонстративно проигнорировали.
Теперь о других призах XXVII кинофестиваля в Торонто. Только одно
обстоятельство мешало поклонникам Александра Николаевича Сокурова
провозгласить "Русский ковчег" безусловным шедевром и лучшим фильмом мэтра
-- прохладный прием на фестивалях. Теперь и это препятствие устранено. Не
удалось в Каннах -- получилось в Канаде: полуторачасовой экскурс в русскую
историю и культуру, снятый одним планом, удостоился приза канадского
телеканала "Независимое кино" (Independent Film Channel Visions Award), к
которому прилагается немалая сумма в 20 тысяч долларов. Отметим также, что
торонтская критика оказалась куда благосклонней каннской -- в ряде
публикаций "Ковчег" был назван техническим чудом и настоящим
шедевром.
По заслугам получил и другой неудачник каннского конкурса этого года --
"Паук" канадца Дэвида Кроненберга. История психически больного человека
(его идеально сыграл Рэйф Файнз), попадающего в сети ложной памяти, была
названа лучшим канадским фильмом (приз, учрежденный мэрией Торонто,
сопровождается чеком на 25 тысяч). "Любой фильм, выходящий за рамки
мейнстрима, любой "Паук", не являющийся "Человеком-пауком", нуждается в
помощи и поддержке" -- так изысканно выразил свою благодарность Кроненберг,
при этом не преминув пройтись по голливудским блокбастерам.
И наконец, приз зрительских симпатий достался новозеландскому фильму
"Оседлавшая кита", а приз ФИПРЕССИ -- французской картине "По высохшим
руслам".