Тридцать шесть и пять
19 ноября 2002 г.
Среди многочисленных фестивалей и недель национальных кинематографий,
проходящих в ноябре--декабре в Москве, фестиваль японского кино занимает
особое место. Во-первых, он тридцать шестой. Во-вторых, бесплатный. И то и
другое не может не вызвать уважения к организаторам. Упорство в сочетании с
бескорыстием не самые плохие качества. (Но если вы решите прогуляться до
Большого зала Центрального дома предпринимателей и посмотреть парочку из
представленных на фестивале пяти фильмов, имейте в виду, что бесплатными
билетами лучше все-таки запастись заранее, -- иначе вас просто не пустят в
традиционно переполненный зал.)
На этом фестивале киноманы не увидят ужасов "Звонка" и киберпанковских
фантазий в духе "Железного человека" или "Призрака в доспехе" -- фильмы
подобраны в основном заслуженные, спокойные, семейные, нормальной
температуры. Завтра неделю откроет полнометражный мультфильм классика
японской анимации Хайао Миядзаки "Унесенные призраками" (2001; в этом году
фильм разделил "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля с "Кровавым
воскресеньем" Пола Гринграсса).
Работа Миядзаки представляет собой глубоко оригинальную японскую версию
"Алисы в стране чудес" -- о путешествии маленькой девочки Тихиро в страну
богов и духов. Основные темы великого мультипликатора, который уже успел
завоевать признание западных любителей кино своей "Принцессой Мононоке", --
взаимопроникновение духовной и материальной реальности, конфликт
цивилизации и природы, простые ценности, без которых единство мира дает
трещину. Сквозь эту трещину и проникают в мультфильмы Миядзаки наиболее
мрачные из его видений; достаточно вспомнить бога гнева из "Мононоке" --
кишащего червями вепря с огненными глазами.
Мораль "Унесенных призраками" проста как букварь. Надо хранить верность
друзьям и близким, добросовестно трудиться, охранять природу, а обжираться
как свинья некультурно и вредно для здоровья -- с очаровательным
буквализмом последняя максима проиллюстрирована сценой превращения
родителей Тихиро в свиней. Но когда видишь, как дух реки приходит в
волшебную баню (именно там трудится Тихиро, помогая богам и демонам
отдохнуть после дневных забот) и исторгает из себя всевозможный мусор,
железки и грязную жижу, упрекнуть режиссера в излишнем дидактизме не
поворачивается язык. Побольше бы таких дидактиков.
В программе японского фестиваля стоит также обратить внимание на "Актера"
(2000) Кането Синдо, 90-летнего классика японской режиссуры и бессменного
фаворита Московского кинофестиваля (он побеждал у нас дважды -- с "Голым
островом" и "Жаждой жить"). Синдо рассказал простую и впечатляющую историю
из жизни актера-эпизодника, в которой отразилась вся история японского
кино.
"Шалопаи" (2000) Такаси Ямадзаки -- детский фильм о том, как несколько
школьников в компании с симпатичным роботом-пришельцем спасают Землю от
инопланетной угрозы. "Первая любовь" (2000) Тэцуо Синохара -- медитативная
мелодрама о дочери, которая решает устроить встречу смертельно больной
матери с ее первым возлюбленным. И, наконец, "Пятнадцатилетний" (2000) Едзи
Ямада представляет собой четвертую серию сверхпопулярного в Японии
киносериала "Школа" -- любопытные впечатления этнографического характера
нашим зрителям гарантированы.