"Любовник": двое мужчин, покинутых одной женщиной
19 ноября 2002 г.
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Олег Янковский, Сергей Гармаш
Смотрите в московских кинотеатрах
Россия, 2002
Интрига кроется в самом названии картины. Томное и игривое "Любовник" настраивает нас на легкое молодежное кино эротического характера, насыщенное яркими событиями с модной музыкой и клиповым монтажом. Фильм же начинается со смерти за кадром, а в главной роли оказывается не молодой веселый парень, а серьезный и характерный актер Олег Янковский, играющий сложные роли, полные надрыва и переживаний, снимавшийся еще у Тарковского в "Ностальгии". Исчезает иллюзия по поводу легкого развлечения, и зрители погружаются в противоречивые страдания вдовца с задетым самолюбием. Другой "Любовник" получился, отличный от всех существующих в мировом кинематографе любовников, не имеющий ничего общего со знаменитым чувственно-эротичным "Любовником" режиссера Жан-Жака Анно.
Несчастный муж сразу после смерти своей жены узнает, что она ему изменяла с самых первых дней их супружеской жизни и все это время с единственным мужчиной. В этот момент на арену выступает второй герой - любовник, сыгранный не менее талантливым актером Сергеем Гармашем. Картина увлекает блистательной игрой двух актеров, героев, по-разному переживающих утрату, которых соединяют противоречивые чувства: растворившаяся в дымке любовь к женщине и ненависть друг к другу. Их отношения перерастают в странную, почти родственную связь, полную бессмысленного соперничества. Двое мужчин, покинутых одной женщиной, катаются друг к другу - 5 остановок на трамвае, по знакомому ей маршруту, превратившемуся в целое путешествие из одной любви в другую, путешествие длиной в 15 лет.
Сюжет фильма по сути напоминает картину "Синий" из знаменитой трилогии Кшиштофа Кеслевского, только ровно наоборот. У Кеслевского героиня теряет мужа, похожим образом узнает о его неверности и проходит сложный путь, наполненный необычайно тонкой метафизикой, присущей каждой картине великого режиссера, путь, приводящий героиню к любви. Герой Тодоровского, запутавшийся в собственном эгоизме, пробивается по не менее тернистой дорожке, приходя к слишком уж логическому концу, вполне ожидаемому и не привносящему неожиданной развязки, но без сомнения трогательному и печальному.
Елена Беликова