"К-ПЭКС": созвездие, живущее внутри нас
14 марта 2003 г.
Молодой режиссер Айэн Софтли еще раз, после "Крыльев голубки", доказал, что умеет снимать по-настоящему тонкое кино.
"Ты что? С другой планеты?", "Ты как будто с другой планеты свалился" - фразы, которые мы нередко слышим в отношении непонятного, странного поведения людей. Фразы, которые мы слышали и в отношении себя. Задумаешься, бывает, а тут - раз - тебя уже и к инопланетянам причисляют. В иной раз уже и думать не захочется.
Английский режиссер, наоборот, предлагает нам подумать - оторваться от реальности, почувствовать себя существом с другой планеты, чтобы эту самую реальность получше понять. Чтобы не страшно было смотреться в зеркало, представьте, что выглядите вы, как обычный землянин. Потом выйдите на воздух, оглянитесь, посмотрите на солнце - звезду, которая дает жизнь всему, что существует вокруг нас, такому разнообразному, грустному и веселому, любимому и странному, загадочному и страшному, скрытому и непостижимому. Почувствовали что-то? А теперь, если, конечно, хотите, можете "излечиться".
Айэн Софтли создал многослойный фильм, не поддающийся жанровым определениям, как не поддаются жанровым определениям все действительно талантливо снятые фильмы. Здесь все органично связано и друг от друга неотделимо. Режиссер в финале картины даже не оставил права выбора зрителю: считать героя Кевина Спэйси инопланетянином или человеком.
Если смотреть "К-ПЭКС" внимательно, то станет предельно ясно что, зачем и почему. Прот - не человек, не существо с другой планеты. Он - связуещее звено между зрителем и окружающим нас прекрасным миром, миром которого мы не видим, нашим созвездием Лиры. Он, как МакМерфи Кена Кизи, приходит, делает свое дело и исчезает. То, что остается от него - уже не он, не Прот. В это не хотят верить и остальные герои картины. Прота больше нет. Он преподал им (нам) урок и "улетел, но обещал вернуться".
Фильм у английского режиссера безусловно получился. Получился во многом благодаря прекрасной игре актеров. Джеффу Бриджесу уже не привыкать бегать за полоумными романтиками ("Король-рыбак" Терри Гиллиама), он свою роль великолепно знает, а Кевин Спэйси в рекламе российским зрителям не нуждается.
Очень удачно и музыкальное сопровождение картины. К слову сказть, композитор Эдвард Ширмер уже работал вместе с Софтли - "Крылья голубки" в 1997 году.
Да и вообще, не так много картин снимается в последнее время, после которых хочется не улететь на другую планету, а остаться здесь.... со своими любимыми.
"Есть две основополагающие вещи в мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас" - И. Кант.