"Чикаго": девушка, Вы танцуете...?
18 марта 2003 г.
Режиссер: Роб Маршалл
В ролях: Рене Зельвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир
Музыка: Джон Кандер
Стихи: Фред Эбб
Хореография: Роб Маршалл
Производство: Miramax International
Жанр: мюзикл/детектив/драма
Продолжительность: 1 час 53 минуты
Роб Маршалл отважился возродить былую славу мюзикла в кинематографе. Принято считать, что музыкально-пластическая форма мюзикла не слишком хорошо вписывается в формат кино, зажатый строгостью рамки экранного изображения. Мюзикл на сцене предполагает ощущение полета, воздуха, в кино же режиссеру приходится изобретать некую свою форму, в которой в необходимой пропорции могли бы сочетаться реалии бытия и феерии музыки и танца.
Редко кому удавалось превратить мюзикл в киношедевр - "Кабаре" Боба Фосси (1973-го года) остается безусловным лидером. Обычно в мюзиклах совершенно нормальные с виду герои в какой-то момент подскакивают и пускаются в пляс, хотя минуту назад они существовали на экране в вполне привычной для кино манере – для большинства режиссеров остается загадкой, как заставить подобный вандализм выглядеть гармоничным продолжением фильма.
Роб Маршалл ничего необыкновенного не изобретает, он лишь скрупулезно копирует изысканную пластику Боба Фосси, позволяя вырываться хореографически-музыкальным номерам героев лишь тогда, когда это допускает воспаленное воображение главной героини.
Картина получилась зрелищной, идеально заточенной для урожая "оскаров". Интересно, удастся ли "Чикаго" побить рекорд "Кабаре", мюзикла семидесятых, заполучившего сразу восемь статуэток?
Несчастная девушка сидит в тюрьме за убийство возлюбленного, и, поскольку она просто помешана на кабаре, ей чудится, что танцуют все: от заключенных, до тюремщиков и судей. С воображением девушки творится нечто похожее на то, что происходило с танцующей в темноте Бьорк, лишенное, правда без болезненной эстетики нервно трясущейся камеры. Действие на экране идеально отлажено, движения геометрически продуманы и подхвачены музыкой, для создания которой в ход пускается все: капающая вода, стук каблучков и скрип решетки. Режиссер заставляет танцевать актеров, далеких от балетных школ - в пляс пускаются Кэтрин Зета-Джонс, Рене Зельвегер и Ричард Гир.
Лучше всего с танцами удается совладать Кэтрин Зета-Джонс, а вот бедняжка Рене Зельвегер в рамках мюзикла чувствует себя куда менее уверенно. Но режиссер уводит зрителя от хромающего таланта исполнителей, переключаясь на их внешние данные, хотя ножки, попки и пышные шикарные наряды вряд ли могут заменить вокальные и хореографические возможности.
Что касается вокальных возможностей: в русскоязычном варианте "Кабаре" Ричард Гир поет голосом Филиппа Киркорова, что не обрадует любопытных киноманов, но доставит немыслимое наслаждение романтическим фанаткам Филиппа, восемь раз посмотревшим мюзикл "Чикаго" на сцене Московского Театра Эстрады. Для тех, кто хочет видеть "Чикаго" без тени Киркорова, советуем идти в Американский Дом Кино. Там все по-английски.