"Русский ковчег" - весь фильм одним кадром
16 апреля 2003 г.
Однокадровые сцены в кино - штука особенная. В последнее время мало кто из режиссеров может похвастаться длинными кадрами - в моде динамичный монтаж, стремительная смена планов. Для гениев же закон не писан. Александр Сокуров снял весь свой последний фильм "Русский ковчег", участник конкурсной программы Каннского фестиваля 2002-го года, одним кадром. Картина снималась в Эрмитаже на цифровую камеру без единой склейки и дублей. "Русский ковчег" - первый в мире полнометражный фильм, снятый без компрессии прямо на жесткий диск. 90 минут одним планом - так нельзя было снимать никогда раньше - не позволяла техника.
Московская премьера фильма состоится в субботу 19 апреля в 19.00 в Киноцентре на Красной Пресне.
Сюжет:
Человек - наш современник, Автор, если угодно - обнаруживает себя в Эрмитаже начала 1700 годов, не имея ни малейшего представления о том, как он туда попал. Осматривая залы, он встречает иностранца (Сергей Дрейден), в котором угадывает черты известного французского дипломата и путешественника XIX века, единственного человека, который реагирует на обращение к себе Автора.
Эти двое путешествуют по времени сквозь 300 лет российской истории, произведения искусства и памятники культуры возвращают их во времена Российской империи. Два человека становятся свидетелями истории: Петр Первый устраивает разнос генералу, Екатерина Великая руководит репетицией пьесы, за обедом сидит последний император России вместе со всей своей обреченной семьей.
Два человека спорят о роли России на протяжении этих столетий. Это нация, разрываемая между Востоком и Западом, по-своему входящая в Европейскую историю и традиции. Кульминация действия - блистательный бал, камера скользит абсолютно свободно среди круговерти танцующих пар и чарующей музыки. Это - воспоминание о предполагаемом великолепии далекого прошлого - по которому тоскуют те, кто никогда в нем не жил. Два человека среди улыбающихся и ничего не подозревающих призраков. "Русский Ковчег" - счастливое достижение, но, в конечном счете, грустный фильм.
Елена Беликова