"Люди и роли: гендерный формат" - как трудно быть женщиной
16 мая 2003 г.
22 мая в 15.00 и 23 мая в 12.00 в Киноцентре на Красной Пресне, в рамках VII Международного Кинофорума, организованного Конфедерацией Союза кинематографистов стран СНГ и Балтии, пройдут показы коллекции документальных фильмов "Люди и роли: гендерный формат". На протяжении двух дней будут демонстрироваться девять документальных аналитических фильмов из 9 стран: Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Литва, Монголия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония. Картины повествуют о стереотипах сознания, неравных возможностях, нарушениях прав человека, издержках патриархата, поисках новых стратегий женской самореализации. Из множества проблем, существующих в каждой стране, авторы выбрали те, которые кажутся им самыми болезненными и актуальными. Эстонский и азербайджанский фильмы получили национальные награды в номинации "Лучший документальный фильм года". Часть коллекции будет показана на ГТРК "Культура" в дни Кинофорума.
По окончании просмотра гендерной коллекции состоится дискуссия из традиционного цикла Кинофорума "Диалог культур". Ведет дискуссию Елена Стишова, кинокритик, ведущий редактор журнала "Искусство кино". В показе и дискуссии примут участие авторы фильмов, международные эксперты программы "Гендерная политика и СМИ", широкая кинематографическая общественность и представители гендерного сообщества.
Программа показов:
"Желаю семь сыновей и одну дочь", Азербайджан, 2002.Режиссер - Али-Иса Джаббаров.
Жестокие законы патриархальной семьи. Здесь ждут мальчиков и не хотят девочек.
"Невидимки", Грузия, 2003. Режиссер и автор сценария - Лиана Джакели.
Всего в 50 километрах от Тбилиси девочки из замкнутой азербайджанской общины перестают ходить в школу в 14-15 лет. Кто-то уже выдан замуж, кого-то вскоре похитят. В любом случае, образование считается для них неуместным излишеством.
"У слияния двух родников, красные бабочки", Режиссеры - Гаухар Сыдыкова, Дилия Рузиева.
60-летняя народная художница из горного села стала героиней журнала Elle и обеспечивает работой односельчан.
"Завтра будет лучше?" Литва, 2003. Режиссер - Моника Юозапавичюте.
Четыре судьбы женщин независимой Литвы. Политолог, мелкий предприниматель, актриса и фермер с одинаковыми трудностями, но с разным успехом ищут свой путь в новой реальности.
"Узоры на шёлке". Монголия, 2003. Режиссер и автор сценария - Уранчимэг Нансалмаа.
80 процентов монгольских студентов - девушки. Однако, высокий уровень образования никак не спасает их от судьбы домохозяек на родине или чернорабочих в эмиграции.
"Живые контейнеры". Таджикистан, 2002. Режиссер - Орзу Шарипов.
Женщины отбывают огромные тюремные сроки за то, что, спасая семьи от голода, перевозят в себе, как в живых контейнерах, героин.
"Поденщицы". Узбекистан, 2002. Автор сценария и режиссер - Фуркатбек Яквалходжиев
Отверженные семьей и обществом женщины лишаются всех прав и обречены на позор невольничьего рынка.
"Власть - женского рода". Украина, 2003. Режиссеры - Нина Рудик, Влад Гелло
Украинская женщина традиционно активна и в семье, и на селе, и в деловой сфере. Но женские политические проекты в независимой Украине остаются чисто декоративными доказательствами ее приобщения к демократии европейского образца.
"Цвет отчизны". Эстония, 2001. Режиссеры и авторы сценария - Яак Кильми, Андрес Маймик.
Две героини, два примера для молодых эстонок, экс-"мисс Эстония", продюсирующая конкурсы красоты, и вождь детского националистического движения, казалось бы, воплощают враждебные друг другу ценности. На самом деле они тиражируют одни и те же стереотипы патриархата.
Елена Беликова