Странные сады: история о благодарном клоуне
18 августа 2003 г.
Режиссер: Жан Беккер
Авторы сценария:
Жан Космос, Гийом Лоран и Жан Беккер
В ролях: Жак Вильре, Андрэ Дюссолье, Тьерри Лермитт, Бенуа Мажимель
Франция, 2003 год
Продолжительность: 95 минут
Прокат: компания "Централ Партнершип"
Смешное трогательное кино, то кажущееся нелепым и глуповатым фильмом с оттенками примитивной комедии, то расцветающее в настоящий шедевр с тонким юмором, прорывающимся сквозь слезы драматических событий, отголоском долетающих со времен Второй мировой войны.
Фильм несет в себе таинственную печать безвременья: смотришь и не можешь понять - снята ли эта история недавно или же во времена новой французской волны. Старые актеры молодеют и оживают, а картинка, напротив, расплывается, стилизованная под старое доброе кино.
Маленький мальчик злится на своего папу - тот смешон и глуп в амплуа вечно улыбающегося и разбрасывающегося шутками клоуна. Ребенок стыдится своего отца, но однажды на маленьком представлении, где его отец как всегда нацепляет несуразный клоунский нос, старый папин друг рассказывает сыну старую историю, случившуюся с ним и его отцом во время войны...
Два парня любят одну девушку, позже ставшую мамой мальчика, но из-за ребяческого пафоса, наслушавшись радиопередач о патриотизме, вместе взрывают железнодорожную станцию. Немцы хватают друзей и бросают в глубокую грязную яму. А охраняет их молоденький неловко стреляющий солдат, теребящий в кармане клоунский нос и показывающий забавные фокусы. Ребята, которых через пару дней ждет смерть, не могут над ним не смеяться.
Так начинается история, открывающая мальчику истинные причины, по которым его отец всю жизнь одевает клоунский нос и смешит людей.
Неподдельная наивность, с какой режиссер бросается в столь сомнительную авантюру, снимая вымышленную и несовременную картину, как ни странно, находит теплый отклик и понимание в сердцах зрителей.
Фильм вызывает непонятный восторг, сравнимый с находкой в современном отполированном шкафу старинной запыленной вещи, ненужной и непонятной, но радующей с первой минуты сдувания пылинок и познавания, с легких прикосновений и приятных воспоминаний. Эта искусственность истории трогает, как и сама банальность улыбающегося клоуна с печальными глазами.