НОВОЕ КИНО: "Защита от дурака" Уильяма Филлипса
17 февраля 2004 г.
Защита от дурака (Foolproof)
Режиссер: Уильям Филлипс
В ролях: Райан Рейнольдс, Дэвид Суше
Кристин Бут, Джорис Джарски
Канада, 2003, 94 мин.
Этот канадский фильм ладно вписывается в недавно организовавшуюся очередь из фильмов про ограбления - "Одинадцать друзей Оушена" (2001), "Итальянская работа" (2002), "Медвежатник" (2001). Настолько ладно, что совершенно в этой очереди теряется. Также теряются полтора часа просмотра. А потом теряются воспоминания об этом фильме - не успеваешь выйти из кинотеатра. Если вы не критик со специальной ручкой-фонариком, позволяющей строчить во время сеанса в темном зале, то у вас проблема. Чуть промедлили - и писать уже не о чем.
Но "Защиту от дурака" отличает кое-что существенное и оригинальное. По сюжету трое молодых динамичных людей бьются месяцами над составлением идеальных планов ограбления банков и ювелирных магазинов. Они-то и носят название "Защита от дурака". Когда подготовительная работа закончена, парни... бросают план и начинают готовить новый. Самого ограбления не происходит. Как говорит один из героев: "Мы же не преступники, в конце концов".
Для Канады, тихой и мирной капстраны, такой расклад в порядке вещей. Для буйных соседей-янки - нонсенс. Криминальный фильм без криминала? Кого вы хотели надуть? Верните деньги! Не удивительно, что в США даже не взялись прокатывать "Защиту от дурака".
Пока на голливудских экранах виртуальные счетчики смертей скачут как взбесившиеся, в Канаде царит безмятежность. Вроде все на месте - и пируэты над электронными сенсорами в стиле Тома Круза из "Миссия невыполнима", и выстрелы в живот подельщикам. Но в итоге все останутся живы и здоровы.
Конечно, удержаться весь фильм на таком сухом пайке для мейнстримового кино равносильно харакири. В роли катализатора серьезных, не виртуальных проблем вызывают Дэвида Суше (игравшего в телесериале Эркюля Пуаро). Он вызывает непередаваемое отвращение своим постным выражением, понитейлом и пристрастием к "нувель кюзин". Но так и должно быть, он - пережиток прошлого, анахронизм. Против него троица бодрых хакеров: хрупкая девушка, способная нокаутировать квадратного вышибалу; бородач, много и не по делу говорящий, от чего еще более стесняющийся; да холеный яппи, зацикленный на собственной амбициозности, - про таких Ирвин Уэлш написал: "Когда ему нужно подрочить, он снимает номер в гостинице, притом люкс". Молодые урбанистические профессионалы все равно ухитряются подать прекрасный пример молодежи. Кино для отличников средних школьных классов, которые ни за что не свернут с верного пути. Для тех, у кого звездное небо над головой и нравственный закон внутри. Фильм - сам по себе такая защита от дурака.
В кинотеатрах с 19 февраля