НОВОЕ КИНО: "Ни за, ни против (а совсем наоборот)" Седрика Клапиша
23 марта 2004 г.
Ни за, ни против (а совсем наоборот) (Ni Pour, Ni Contre (Bien Au Contraire) Режиссер Седрик Клапиш В ролях Мари Жиллен, Венсан Эльбаз, Симон Абкарьян, Зинедин Суалем, Димитри Сторож, Наташи Ленденже
Франция, 2003, 111 мин.
Более подходящего названия для этого фильма и не придумать. Ни за и ни против. Вопиющая индифферентность сквозит во всем, что происходит на экране. Серая мышка, операторша с телевидения по имени Кати (Мари Жилен), как-то совершенно нехотя погружается в параллельный ей мир криминала и гангстерской дружбы. Похожий путь проделывала Эммануэль Дево в недавнем французском же "Читай по губам" (2001). При всей схожести этих двух фильмов они - как плюс и минус на элементе питания. "Читай по губам" был истинно русским народным фильмом: там и "Калина Красная" (1973), и любимый Советским Союзом "Как украсть миллион" (1966), и Венсан Кассель в образе Михаила Боярского. А здесь - какая-то паневропейская нелепица, хоть все действие происходит исключительно во Франции.
Режиссер Седрик Клапиш, чей предыдущий фильм "Испанка" успешно пропаразитировал на имени Одри Тоту из "Амели" (2001), прекрасно ведает, что творит. В интервью цитирует Жана Бодрийяра, ссылается на Жан-Пьера Мелвилля, Мартина Скорцезе и проводит киноманские аналогии между ограблением и съемками фильма. Но выглядит все это не более, чем отговорки в пользу бедных. "Самурай" (1967) и "Злые улицы" (1973) - прекрасно, спору нет. Правда, уже прилично подзатасканно. Но главное, что получаем на выходе. А получаем необязательный, средней бодрости боевик про ограбление, больше похожий на смесь между клипами каких-нибудь Fun Lovin' Criminals (все с тем же бесконечно тривиальным бубнежом о том, что Барри Уайт, дескать, спас всем нам жизнь) и закосом под Тарантино - от этого уж точно никуда не деться. На фильмах-ограблениях уже обломали зубы и Стивен Содерберг, и Дэвид Мамет, и сонмы других режиссеров.
Иногда вполне обаятельные бандиты-иммигранты стряхивают с себя эту индифферентность (хотя им она идет - бандиту положено быть флегматиком), и начинают даже играть сносно. Но потом снова накрывает волна безразличия: будь что будет, вожжи отпущены, а лошадь стоит на месте и двигаться не думает. Клапишу все-таки следует держаться малых форм: короткометражка "Красная рыбка" (1995), где Валерия Бруни-Тедески спасает аквариумную рыбку при помощи презерватива, наполненного водой - пока что самое удачное, что сделал Клапиш. Если не брать в расчет название его последнего фильма. Гимн грудам банкнот евро, дорогой обуви, бычьим арабским шеям и пошлым сутенерским костюмчикам даже не осмелился зазвучать на полную громкость.
Лучше всего характеризует фильм сцена, в которой счастливая Кати прогуливается с гангстерами по Парижу. Она делится с нами закадровым голосом своим удовольствием по поводу того, что к ней никто не пристает насчет чай-кофе-потанцуем, как бывало раньше не раз. Рассказывая, она замешкалась и подотстала от группы парней с эспаньолками в черных плащах, которых хоть сейчас запрягай вытаскивать ничего не подозревающий народ из Матрицы. Тут же к ней подлетает паренек с просьбой - "Прикурить не найдется?" Агрессивный араб с золотым крестом поверх водолазки разворачивается: "Чего тебе? Прикурить? На, получай!" И парня вдохновенно мутузят всей компанией, а кто-то даже выхватывает из-за пояса пушку.
Все понимаю - немотивированные вспышки агрессии хороших парней: "Кто, я забавный? Ты меня назвал забавным? Может, ты хочешь сказать, что я смешной? Типа, клоун?" Помним Джо Пеши и ныне, и присно, и во веки веков. Но такой вопрос закрадывается - а вдруг паренек действительно хотел огоньку, а вместо этого в реанимацию попал с мозго-черепными травмами? В "Хороших парнях" (1990) Скорцезе не было и мысли, чтобы задуматься, хотели ли и впрямь назвать героя Джо Пеши клоуном, или базар просто неаккуратно профильтровали.
Официальный русскоязычный сайт фильма:www.nini.ru
Трейлеры и клипы фильма можно посмотреть www.nini.ru/trailer.asp