НОВОЕ КИНО: "Убить Билла, Фильм 2" Квентина Тарантино
21 июня 2004 г.
Убить Билла, Фильм 2 (Kill Bill, Vol. 2) Режиссер Квентин Тарантино В ролях Ума Турман, Дэвид Кэррадайн, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна, Гордон Лю, Майкл Паркс, Бо Свенссон
США, 2004, 136 мин.
Самая расхожая фраза в описаниях второй части саги о мстительной невесте о том, что фильм 1 и 2-й два - будто бы разных фильма. Мол, первая часть подростковая в своей тяге к кровавому драйву, а вторая - этакая многословная зрелая дама, больше задумывающаяся о последствиях. Это не совсем так. Во второй части есть до неприличия юношеские сцены кун-фу, полные какого-то неподобающего в приличных местах, почти пародийного юмора. Есть куда более четко продуманные и идеально поставленные сцены драк в закрытом помещении фургона.
Тарантино пронизал вторую часть духом клаустрофобии - основная сцена берет действие в гробу. Схватка Элль Драйвер (Дэрил Ханна) и Невесты (Ума Турман) проходит в тесном трейлере, где и меч-то из ножен вытащить не удается. При этом трейлер стоит в середине пустыни, огромного свободного пространства, а в фильмах Тарантино никогда нельзя забывать, что находится вокруг, за пределами не кадра, но данной реальности. Это дает возможность понять, почему Квентин воспользовался одним, но не притронулся к другому.
Тарантино, даже выйдя в свое самое большое плаванье, все равно подсознательно предпочитает держаться мелкой воды. Он не боится замкнутых пространств, он, как агорафоб, чувствует себя в них увереннее. Поэтому и презервативы в первой части наполнялись кровью, по старинке. Потому-то и во второй части он держится изобретенного им формата "шедевр класса Б". Это путь, следовать которым духу и рассудка хватит немногим.
Драйв во второй части остался, только, по большей части, он перенесен в область вербальных диалогов. Язык Тарантино (а многие американцы чтят его только за переворот в области лингвистической - после "Чтива" киногерои начали выражаться совсем по-другому) претерпел колоссальные изменения. Психотические сопелки, вроде "Ты видел в моем доме табличку "Склад мертвых ниггеров"? Нет? А знаешь, почему ты ее не видел? Потому что это не склад мертвых ниггеров!", превратились в пространные монологи, полные ссылок и метафор, возвышенных прозрений и культурологических сопоставлений, почти как у любимого Тарантино Эрика Ромера. Больше всех разговаривает Билл (Кэррадайн), по праву занявший центральное место. Он выдает текст с расстановкой, наслаждаясь своими словами, тогда как велеречивый Жюль из "Криминального чтива" больше был влюблен в звук своего голоса.
Первый же монолог Билла - "Ты думаешь, что я веду себя, как садист? Но поверь, в моих действиях нет ничего садистского. На самом деле, большим мазохистом, чем сейчас, я никогда в жизни не был" - проводит знак равенства между Биллом и Квентином Тарантино. При всей любви последнего к Уме Турман, он еще в "Криминальном чтиве" (1995) заставлял ее валяться бездыханной на полу со струйками слизи и крови, бегущими из носа. Во второй части "Билла" Тарантино хоронит Турман заживо, раскурочивает соляными патронами грудь, разбивает костяшки пальцев до крови об доску.
Тарантино выступает в роли персонажа из древнего фильма "Ночь и охотник", у которого на одной руке было вытатуировано слово ЛЮБОВЬ, на другой НЕНАВИСТЬ. Он будто бы охвачен желанием уничтожить что-то красивое. В этом своем желании он, как ни странно, становится солидарным с таким известным садистом, как Ларс фон Триер.
Как и фон Триеровский "Догвилль" (2003), "Убить Билла" поет гимн мести, бессмысленной и беспощадной. Однако для них обоих режиссеров это - не больше, чем повод поговорить о чем-то более интересном им. У Тарантино, что несколько неожиданно, в приоритетах оказались отношения между мужчиной и женщиной. Ибо, что же еще есть эти постоянные перепады настроений, эти перебранки, превращающиеся в обмен страстными взглядами, dыливающиеся кровавую резню, как обыденную жизнь обычных, универсальных мужчины и женщины?
Лишь в последние минут двадцать становится очевидна вся симукляровая сущность режиссера Тарантино. Такая пара плоских, монументальных в своей картонности персонажа, как Билл и Невеста, дают рождение прекрасному и живому в своей слюнявости ребенку (это все поняли еще по рекламному ролику) против всех законов евгеники. Так и сам Тарантино, будто следуя законам Тимоти Лири ("Ты писатель? Господи, как это эгоистично - писать новые книги. Как будто старых мало. Плагиат - вот единственный достойный выход"), надергав цитат для коллажа, в итоге породил до безобразия самостийное и проникновенное кино.