Поделюсь с вами невеселой информацией, сейчас поймете, почему. С 1995-го года я болею за лондонский "Челси". Потому что тогда их тренировал кумир моего детства Рууд Гуллит. Болел себе и болел без лишней нервотрепки. Выигрывали и Кубок Англии, и Кубок Кубков, нервы трепали "Манчестеру Юнайтед", и хорошо. Двое итальянских крестьян, Виалли и Дзола, приучили лондонских аристократов к тонкому футболу, и игра самого космополитичного клуба в английской премьер-лиге радовала глаз. Ну, а потом, естественно, пришел Абрамович со своими миллионами и все опошлил. Теперь и сказать-то, что за "Челси" болеешь, стыдно.
Однако чертовски приятно было узнать, что есть люди, которых эта шумиха обошла стороной, и они не только не знают, кто такой Абрамович, а вряд ли и половину основного состава нынешнего назовут. При этом люди эти в прямом смысле порвут за "Челси". Имя им - фанаты, и смотрят они только жеребьевки по телевизору, когда выясняется, куда лежит следующий выезд, и с кем предстоит схлестнуться. До стадиона они, как правило, не доходят - рыщут толпами по пустым закоулкам в поисках врагов. В общем, те самые, кого нормальные люди боятся, ненавидят, и стараются в метро с ними ездить в противоположных направлениях. Правильно делают, собственно.
С первых же звуков и кадров фильма (маниакальная "Swastika Eyes" Primal Scream и лицо героя, методично превращаемое в кровавую кашу при помощи не самых дешевых кроссовок на ногах) становится ясно, по какому рецепту кроят экранизацию культовой книги Джона Кинга "Фабрика Футбола", изданной в 1996 году. Не хватает только монотонно-взвинченной начитки с кокни-акцентом в духе "Выбери работу. Выбери карьеру", но она себя заставляет ждать недолго. Мы снова во владениях "Трейнспоттинга" (1995), и в фильме есть еще более наглядные отсылки к фильму Дэнни Бойла. Взять хотя бы эту - девушки приводят к себе домой пьяных парней, и пока они лежат распластанные на кроватях, девушки довольно уничижительно отзываются об их мужских достоинствах. Это не потому что у всех британских маргиналов крохотные члены, это потому что так сказано в "На игле".
Культовые книги, такие, как "На игле" Ирвина Уэлша, как правило, становятся культовыми, потому что представляют собой апологию, оправдание интересов определенной субкультуры, зачастую порицаемых обществом. Основной посыл "Трэйнспоттинга" - "Да, мы сидим на наркотиках, потому что это самый лучший в мире кайф. В конец концов, мы не полные идиоты". Вот именно эта возможность для отщепенцев убедиться в том, что они - не полные идиоты, и становится залогом успеха фильма вроде "Фанатов". Хулиган со шрамами в пол-лица, прихрамывая на обе ноги и держась за отбитые почки, приходит в паб, его встречают одобрительными возгласами. "Стоило ли это того?", задает он себе риторический вопрос, и после многозначительной паузы, сам же и отвечает: конечно же, мать его, стоило.
Другая проблема с подобными фильмами - в том, что они нередко служат действительно ужасную службу, и ущерб, наносимый ими, виден с расстояния. Один наркодилер (не то, чтобы я вращался в таких кругах, просто знаю, окей?), жалуясь на то, что на наркорынке сейчас предложение превышает спрос, всерьез утверждает: "Ничего, снимут какой-нибудь модный фильм про наркоманов - все опять потянутся покупать". Субботними вечерами в метро и так ездить стало опасно - особенно на тех ветках, где есть стадионы. А тут еще английские футбольные фанаты делятся навыками с киноэкрана. А главное, в фильме о самой игре - ни слова. Как и о Абрамовиче.
Официальный сайт: http://www.thefootballfactory.com/