ЛУЧШИЕ 50 ФИЛЬМОВ 2004 ГОДА. Выбор Миллера. Места 10-1.
31 декабря 2004 г.
10. BODYSONG (Паммелл, Великобритания, 2003) 8.9
"Режиссер Саймон Паммелл нарезал архивных кадров из "Человека с киноаппаратом" [1929] Дзиги Вертова, "Пылающих созданий" [1963] Джека Смита и древних порнографических кинолент, чтобы спеть песнь человеческому телу - с момента его рождения до смерти. Образы проявления жестокости, родов и откровенных половых актов сопровождает яростно-вдумчивый саунтрэк от Джонни Гринвуда, гитариста Radiohead. В итоге получается экспериментальный кино-коллаж в духе недавнего "Накойкаци" [2002] Годфри Реджио."
9. ГОЛОВОЙ О СТЕНУ (Акин, Германия/Турция, 2004) 8.9
"Акин показывает любовь между мужчиной и женщиной как самый настоящий удар головой об стену. А в характерные последствия методичной долбежки лоб об бетон - невероятная прозрачность всего окружающего. Интерлюдии дробят фильм на небольшие подглавки, упрощающие восприятие и без того несложного двухчасового гимна суициду, моногамии (полигамии?) и социальной и этнической толерантности. И сами типы, отъявленные маргиналы, под конец фильма превращаются в пару под стать всяким Ромео и Джульеттам. Но запоминается именно то, что было в начале - структура идеального брака, утопичность совместного проживания, не окрашенного собственническими инстинктами" [читать дальше]
8. ФАРЕНГЕЙТ 9/11 (Мур, США, 2004) 8.9
"С каким чувством Мур накладывает титры на подготовку шевелюры Буша-мл. к прямому эфиру в нежно-тревожном рапиде! Он практически встает в туфли той гримерши, которая колдовскими пассами регулирует волосяной покров президента, задержав дыхание. Буш-мл. отвечает Муру взаимностью и полностью оправдывает свое новое призвание кино-дивы - еще бы, с его-то психофизикой! Джордж Буш-мл. для Мура - то же самое, что Гурченко для Рязанова, Дитрих для фон Штернберга, Шигула для Фассбиндера, и Турман для Тарантино. Смутный объект желания". [читать дальше]
7. ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (Бюнь-Гук, Республика Корея, 2004) 9.0
"Когда говорят, что фильм - "сильный", то под этим может подразумеваться и неудобоваримое двухчасовое эссе в свободной форме на тему секса и смерти, где изнуренные корейцы изнуряют друг друга изнурительными сношениями и изнурительными разговорами по мобильным. Два друга детства испытывают кризис среднего возраста, и один решает завести знакомство через интернет, а другой преследует бывшую однокурсницу. Не столь жесткий, как былые кровавые полотна Ким Ки-Дука, фильм переносит внутренний конфликт в неясную область неопределенностей и корпоративной этики, довлеющей над умами. Тем не менее, для того, чтобы так красиво снять рутинные моменты жизни и, наоборот, рутинно снять красивые, дебютанту Бюнь-Гуку понадобилось долгих шесть лет".
6. ПОСЛЕДНЯЯ ЖИЗНЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ (Ратанаруанг, Таиланд/Япония, 2003) 9.5
"Ящерица Юкио Мисимы и одинокий, самый последний во вселенной ящер из грустной детской японской сказки пройдут через те же метаморфозы, что и черно-белые ящерки на полотне Эшера. Метаморфозы, как и у Эшера, проистекают неразличимо для человеческого глаза. Предвкушение блаженства опережает события и в финале расходится в три стороны, никак не меньше. Что уж говорить, если титр с названием фильма появится лишь через сорок минут после начала фильма (это кивок позапрошлогоднему таиландскому киноизыску "Благословенно ваш"?). "Последняя жизнь во Вселенной" развлекает, вводя в заблуждение. Это - действительно блаженство". [читать дальше]
5. ИКОТА (Палфи, Венгрия, 2002) 10
Любой фильм Дэвида Линча по сравнению с "Икотой" представится столь же простым и топорным, что и сериал про дальнобойщиков по телевидению. О том, как икание безобидного старичка на скамеечке возле своего дома спровоцировало кровопролитный межполовой конфликт в отдельно взятой венгерской деревне. Повествование (полностью немое) подается по большей частью макро-планами. Так, в одном случае камера крупным планом берет гениталии хряка. А в следующем - откуда ни возьмись натовский бомбардировщик бреющим полетом облетает венгерскую глубинку. Если удалось провести связь между этими кадрами, то подступает чувство, блихкое к блаженству. А старичок все икает, не сбиваясь с ритма.
4. ПУСТОЙ ДОМ (Ким Ки-Дук, Корея. 2004) 10.0
"Молчание в фильмах Ким Ки-Дука, как правило, говорит самое главное. Герои "Пустого дома" остаются безмолвными до последней сцены. Молчание может значить многое. В "Пустом доме" молчание - это не обида на окружающий мир, как в "Плохом парне" [2001], это не буддистская медитация, как в "Весна, лето, осень, зима, и опять весна" [2003]. Молчание в "Пустом доме" - как форма общения между призраками, тенями прежних существ. И потом, что может быть драматичнее, чем неподвижная вербальная пустота". [читать дальше]
3. КРЕМАСТЕР 1-5 (Барни, США, 1997-2002)10.0
"Кремастер - это мускул, контролирующий сокращение яичек. В честь него Мэттью Барни, гражданский муж певицы Бьорк и "самый значительный художник нашего времени" (по мнению New York Times) назвал свою сагу из пяти частей, на изготовление которой ушло восемь лет. Ее сравнивают с "Андалузским псом" Бунюэля, и третья часть длится более трех часов. Происходящее в фильме называют шедевром, созданным на стыке кинематографа и видеоарта, а структура фильма по комплексности переплевывает "Чемоданы Тульса Люпера" Питера Гринуэя. Фильм Жана Кокто "Кровь поэта" 1931-го года предварялся самонадеянным титром: "Такого фильма еще не снимали, и, возможно, вряд ли когда-нибудь снимут". Сейчас можно с большой степенью уверенности сказать, что мировой рекорд по сюрреализму и непрозрачности в кинематографе побит".
2. СЛОН (Ван Сант, США, 2003) 10.0
"Именно через призму смерти и рассматриваются все эти тинэйджеры, мающиеся перед ее лицом. Они оказываются гипнотически зачарованы ее близостью, и своей близостью к ней. В одном из моментов, когда школа уже окутана клубами дыма, слышен треск автоматных очередей, и почти все, кто успел, уже выскочили в окно, чернокожий парень, судя по всему, поклонник хип-хопа, словно крыса за звуками дудочки, идет на выстрелы. Он движется, словно сомнамбула, и подходит как можно близко к парню в черном балахоне, направившего ствол на дрожащего от страха учителя. Вот именно такое чувство и должно привести людей в кинотеатры на "Слона"". [читать дальше]
1. ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ ПАЛЬМ (Дюмон, Франция, 2003) 10.0
"Cекс в каменистой пустынной местности весьма удачно переплетается с "Забриски Пойнт" Антониони. Так же как переплетения скалистых глыб повторяют переплетения обнаженных лежащих на них тел. И лежать тела на глыбах будут до тех пор, пока не обгорят, а не до тех пор, пока режиссер крикнет "Стоп, снято!". Рука Кати Голубевой покоится на гениталиях Дэвида Уисссака (актера-непрофессионала, найденного по объявлению в газете), но не для того, чтобы закрыть их от камеры - с этим она безнадежно опоздала. Гениталии Дэвида притягивают, потому что они - единственный знакомый и невраждебный объект в этой пустыне. Ведь предназначение пустыни - в том, чтобы убивать, истощать, осушать". [читать дальше]