Канада / США / Венгрия / Великобритания, 2004 г. 105 мин.
Не надо бояться этого фильма, несмотря ни на что. Пусть там и играет пара Айронс - Бенинг. Пусть фильм поставлен по классическому тексту Соммерсета Моэма, которому боялся звонить сам великий и ужасный Холден Колфилд. Пусть кино это - про театр, что понятно из названия. Не так страшен черт, как его малюют (а мне лично черт всегда представлялся чем-то похожим на экранизацию классического романа с Джереми Айронсом в главной роли).
Без сомнения, такие фильмы, с полновесным английским юмором, плохо пропеченным английским акцентом голливудских актеров, на основе нетленной беллетристики, будут снимать еще долго, спрос на них не спадет ни с того, ни с сего. Всему виной невыветривающееся обаяние довоенной эпохи, и Аннет Бенинг - не последняя актриса, не сумевшая устоять при мысли примерить одну из тех шляпок и старательно выводящая "ах, дорогуша!". В такой фильм проваливаешься, как в старое кресло, принадлежавшее еще покойной прапратетушке, и выбраться нет никакой возможности. То ли кресло так устроено хитро, то ли ты сам как-то размяк. И мысль, почему же ты это кресло до сих пор не отправил на помойку - последнее, что тебе придет на ум.
А вот корифей-венгр Йожеф Сабо об отправке на помойку не забывает. Поэтому и литературное произведение Сомерсета Моэма называется "Театр", а кино Сабо в оригинале - "Быть Джулией". С театром у Сабо контры давнишние, еще со времен фильма "Мефисто" [1982]. В действиях Сабо нет ничего от слепого восхищения древней эпохой, или преклонения перед огнями рампы и всем, что с этим связано. И в том, что мир - театр, а все люди - актеры в нем (эта фраза должна была всплыть, в конце концов), ничего положительного Сабо не видит. И быть Джулией Ламберт, капризной взбалмошной театральной дивой на грани климакса, становится более-менее терпимо, только когда на алтарь увядающей неудовлетворенности (читай - в постель) брошен юный американец. Использованному и выпотрошенному физически и морально юноше категорически отказано в каких-либо потугах на полноценную позицию, кроме как сексуальной игрушки. Когда же муж дивы (Айронс) движется в параллельном курсе по отношении к юной инженю, театральные подмостки превращаются в ринг для психологического бокса. В нокдауне окажется кто угодно, но не Джулия. Сабо даже не пришлось прибегать к каким-либо трактовкам сюжета (была прибалтийская версия "Театра" с Гунаром Цилиньским и Иваром Калниньшом - вот та как раз слово в слово) - все это на поверхности. Имеющий глаза да увидит. И то, что молодые киноактеры (особенно та, что исполняет молодую инженю, почти пародия на Ренату Литвинову) обставляют ветеранов Айронса и Ламберт на полскаку. А кстати, последнее, чем отметился до "Театра" в кино Сабо, была коротенькая главка в многотомнике "На десять минут старше", там жена случайно пырнула мужа ножом в живот. Якобы случайно, на самом деле. В "Театре" тема продолжается, только вот создание по имени Джулия там режет мужчин без ножа. Обходится своими актерскими способностями. Но фильма бояться все-таки не стоит, повторюсь. Потому что, в конце концов, это всего лишь фильм, и даже не скрывающий этого.