В ролях Робин Уильямс, Мира Сорвино, Джеймс Кэвизел, Мими Казик, Стефани Романов, Том Бишопс, Женевьева Бюхнер, Брендан Флетчер
Канада/Германия, 2004. 105 мин.
Говоря об этом безобидном фантастическом триллере (с натяжкой), нельзя не остановиться подробнее на фигуре актера Робина Уильямса. Несколько лет назад, где-то после входа "Двухсотлетнего человека" [1999] (о роботе, научившемся испытывать эмоции, предшественнике прошлогоднего "Я, робот"), я был морально готов к тому, что в следующем фильме Уильямс сыграет трухлявую корягу, у которой к концу фильма проступят слезы, потому что она научилась чувствовать. Но Уильямс неожиданно свернул со своего сверхпозитивного пути, и вместо этого сыграл двух маньяков-убийц (в "Бессоннице" [2002] и "Фото за час" [2002]). Маньяки тоже получились все из себя миляги, но переквалификация в убийц Уильямса вызвала вопросы. По местам все расставил "Окончательный монтаж". Робин, оказывается, руководствовался принципом "полюбите нас черненькими, а беленькими нас любой полюбит".
Ибо теперь Уильямс вернулся к своему изначальному амплуа. В "Окончательном монтаже" на лице Уильямса опять играют всеми цветами галлюциногенной радуги сопереживания и сострадание к человечеству. Его герой, Алан Хакмэн, служит в корпорации Eye Tech. Корпорация устанавливает с рождения ребенка ему в мозг микрочип, записывающий все, что он видит. После смерти человека чип попадает в руки Хакмэну, который отсматривает всю его жизнь и делает из нее подборку на полтора часа, для близких и родных. По сценарию и по исполнению лента больше похожа не на интеллектуальные игрища с памятью сценариста Чарли Кауфмана, как в прошлогоднем "Вечном сиянии чистого разума", а на размышления о морали и бытие человеческом "После жизни" [1998] японца Коре-Эды, где отстмотр своих жизней по видео занимались сами умершие. То, что этот интимный процесс передан в руки скромного и всепрощающего Робина Уильямса, говорит о многом.
Алан Хакмэн - это Большой Брат, которого хочется обнять и всплакнуть ему в жилетку. Его девиз - "Мне наплевать на мертвых, я забочусь о живых". То есть Хакмэн делает нарезку из лучших и самых светлых (но и самых банальных) моментов жизни отдельно взятого человека - рождение ребенка, день рождения в кругу друзей, продвижение по службе. Всю грязь и негатив, например, растление индивидуумом собственной дочери Хакмэн безжалостно вырезает, оставляя это лишь внутри себя. Ибо отсматривая такие моменты, он заносит их на свой, встроенный уже в собственный мозг, микрочип. Получается картинка в картинке, как девочка с картофелем, держащая в руках пакетик со своим изображением, которое держит пакетик со своим изображением, и так далее. Жизнь, служащая отражением выборочных моментов из чужих жизней. Режиссер Омар Наим скрупулезно отслеживает все моральные перипетии и нервные напряжения, связанные с такой щекотливой работой (в чем-то напоминающую работу кинокритика, согласитесь - отсматривать чужие жизни в ущерб своей собственной). Но успевает, между прочим, и всунуть цитату из "Ангела-истребителя" [1962] Бунюэля - стадо овец забегает с парадного входа в шикарную гостницу. Что хотел сказать этим Наим? Что Хакмэн - ангел (как всевидящие ангелы из вендерсовского "Неба над Берлином" [1987])? Что его противник и ученик (его играет Джеймс Кэвизел, довольно быстро оклемавшийся от "Страстей Христовых"), который как раз борется за то, чтобы грязь умерших негодяев предавать публичной огласке - истребитель? Либо Омар Наим просто хочет доказать всем, что не дурак? Доказательство принято удовлетвориельным.
Фиктивный сайт корпорации Eye Tech, вживляющей людям микрочипы с видеозаписью (заказать себе такой же не получится, но тем не менее): http://www.zoechip.com/
Официальный сайт фильма: http://www.finalcutfilm.com/