НОВОЕ КИНО: "Кинси" Билла Кондона
24 мая 2005 г.
Кинси / Kinsey
Режиссер Билл Кондон
В ролях Лайам Нисон, Лора Линни, Крис О'Доннелл, Питер Сарсгаард, Тимоти Хаттон, Джон Литгоу, Тим Карри, Оливер Платт, Дилан Бейкер, Уильям Сэдлер, Линн Редгрейв
США/Германия, 2004 г. 118 мин.
С одной стороны, "Кинси" - это на редкость смешной биопик, а не просто говорильня на пикантные темы. К профессору Альфреду Кинси, организовавшему крестовый поход против сексуальной неграмотности, приходят студенты и молодые пары, задающие вопросы "Можно ли заразиться сифилисом от свистка?", "Может ли оральный секс нанести травму партнеру?". У зрителей в начале 21-го века эти вопросы вкупе с озадаченными лицами задающих их вызывают улыбку и чувство собственного превосходства. Ученого-биолога Кинси в довоенной Америке эти вопросы подвигают к занятием сексом. В научном плане. Кинси бросает изучение ос и направляет свою энергию на разработку техники социологического опроса, выбивание грантов на изучение предмета и сбор голосов тысяч опрошенных. Все это станет основой двух его основополагающих трудов "Сексуальное поведение мужчины" и "Сексуальное поведение женщины". До сексуальной революции 60-х остается еще лет десять, и можно смело говорить, что этот срок без Кинси мог бы затянуться.
| |
Фигура Кинси в фильме вызывает симпатию, не без помощи актера Лайама Нисона. Он здесь на своем месте, длинный, несколько нелепый, старомодный, но очень убедительный. Помимо воплей о помощи от студентов, у Кинси были и другие причины окунуться в секс - например, его отношения с отцом, религиозным фанатиком, или проблемы с сексом в начале собственного брака. Но если вы думали, что общество далеко продвинулось со времен сжигания ведьм в средние века, посмотрите "Кинси". Посмотрите на время (на такое уж и давнее - начало 20-го века), когда о сексе говорили шепотом даже дома. У нас в стране тоже были свои Кинси - когда пришло время перестройки, с прилавков сметали их руководства по сексу, книги с названиями типа "Тысяча и один вопрос про это". Секс всегда был главной тайной - все или почти все делали это, и все или почти все хранили это в тайне. Этот всеми разделяемый и никем не выдаваемый секрет мог лежать в основе многих возможных зол. Поэтому религия всегда делала большую ставку на его контролирование, причиняя этим куда большее зло.
| |
В начале фильма Кинси готовит своих помощников к опросам, постоянно одергивая их, приучая отстраняться от какой-либо эмоциональной оценки опрашиваемых. "С каких лет вы мастурбируете?" "Оцените себя как гомосексуалиста по шкале от 0 до 6". Эти вопросы сподвижники Кинси должны были задавать с лицами, на которых окаменела доброжелательность, и ничего более. На самом деле, это скорее относится к зрителям. Режиссер Кондон говорит, что этот фильм нужно смотреть именно так - с застывшей гримасой участливости. Ибо в конце концов оказывается, что темное время не закончилось, и климат в современном обществе под гнетом правых организаций не благоприятствует к сексуальной раскрепощенности. В Америке, безумно набожной и пуританской стране, это видно наиболее отчетливо. Сейчас США стыдится своего имиджа колыбели сексуальной революции. Это при том, что число сайтов с символикой Белого дома, звездно-полосатым флагом и оголтелой защитой "традиционных ценностей" (гомосексуализм - это часть коммунистического заговора, не забывайте это, прихожане) уступает числу XXX-сайтов в духе "Почти несовершеннолетние". В нашем обществе самым больным местом является всеобъемлющая гомофобия. И сцены с открытием Кинси своей бисексуальности, без сомнения, будут вызывать в зале шиканье и гогот. Хотя с точки зрения эмоциональности они выхолощены - это всего лишь еще один опыт профессора Кински, который он ставил на самом себе.
| |
Эта беспристрастность, заразительным примером которой служит режиссура Билла Кондона и действия Альфреда Кинси, говорит о том, что на самом деле в фильме мало веселого. Вот центральная сцена биопика - когда Кинси опрашивает ценного экземпляра, своего теневого, почти лубочного Другого, имевшего половые отношения с 9 тысячами мужчин и женщин, многие из которых были несовершеннолетними. Казанова утверждает, что может из расслабленного состояния достичь эрекции и оргазма за 10 секунд. Кинси утверждает, что такое невозможно. Казанова в ответ достает из широких штанин и исполняет небольшое показное выступление. Реакция Кинси - хладнокровно посмотреть на часы, дабы засечь время. Можно рассуждать о том, что с чем-чем, а с беспристрастностью в кинематограф лучше не соваться. Квазитолерантная позиция Кинси доказывает совершенно обратное, и рисует его чуть ли не героем боевика, за десять секунд до того, как сработает взрывное устройство, перерезающего нужный проводок. Хладнокровно, без перехлестов, выдержанная режиссером Кондоном интонация также работает в его пользу, в отличие от взбалмошных, базарных криков из правого лагеря.
В кинотеатрах с 19 мая
Текст: Илья Миллер