ФИЛЬМ МЕСЯЦА: "Загадочная кожа" Грегга Араки
25 мая 2005 г.
Загадочная кожа / Mysterious Skin
Режиссер Грегг Араки
В ролях Брейди Корбет, Джозеф Гордон-Левитт, Элизабет Шу, Мишель Трахтенберг, Билл Сейдж, Лайза Лонг, Билли Драго
США, 2004 г. 99 мин.
Я знаю. Мало вам было того, что в прошлом месяце я выдвинул фильм "Дровосек" про неказистую жизнь заурядного педофила. Мало того, что многие из вас, судя по всему, ожидали в мае на пьедестале почета с какого-то перепугу "Звездные войны: Месть Ситхов". Так еще я, как трудолюбивый кочегар, намеренно добавляю угля в топку народного гнева и нарекаю фильмом месяца в мае "Загадочную кожу" небезызвестного и одиозного Грегга Араки. Тут чаша терпения должна переполниться, понимаю.
| |
Понимаю умом. Но ничего не могу с собой поделать - уж больно кино удалось. С Греггом Араки, кстати, до "Загадочной кожи" у меня были плохие отношения - слишком уж поверхностными выглядели все его предыдущие фильмы, о смятенных духом тинейджерах, предающихся утехам однополой любви. Что еще хуже, сняты эти фильмы были чаще всего из рук вон плохо, сквозь пелену культурологического постмодернистского фашизма, в 90-х считавшимся хорошим тоном. Как правило, все, кто старше 20-ти или не являлись гомосексуалистами, в фильмах Араки были отъявленными негодяями. Но больше всего вызывало удивление, что его поколенческие мелодрамы об отношениях подростков и инопланетян сравнивались с лучшими образцами кинематографа - не выдерживая никакого сравнения. Фильм под названием "Тотально оттраханные" [1993] Араки называл с чьей-то подачи своим "Мужское/Женское" [1966], а "Поколение игры Дум" [1995] - своим "Уикендом" [1967], из чего следовало предположить, что Араки - это наш Годар. Его фанаты говорили с серьезными лицами, что Араки - Элия Казан нашего поколения. В ответ на такие сравнения можно было лишь пожимать плечами - пока не вывихнешь ключицу.
| |
Сняв фильм "Великолепная жизнь" [1999], настолько поганый, что у нас даже по телевидению его показывали, Араки скрылся на пять лет с наших радаров. За эти пять лет произошло немало событий, и далеко не главное из них - об Араки забыли. В середине 90-х в Москве, казалось, останови любого молодого человека, и он тебе с радостью разъяснит основные постулаты Араки - все это с больно уж легкой руки журнала ОМ. Сейчас - я лично проверял - ситуация радикально обратная.
Араки вернулся, и "Загадочная кожа" вроде бы проходится, как турист, по всем памятным местам Араки. Инопланетяне на заднем плане, безальтернативный гомосексуализм, аутсайдеры из захолустья, громкий саундтрек, и, естественно, на дворе - начало 90-х. Исходным материалом служит бестеллер - мистический триллер о совращении бейсбольным тренером с густыми усами двух восьмилеток и о том, как дальше сложились их жизни. Брайан окопался на ферме вместе с любвеобильной мамой перед ТВ, записывая на видео программы в духе "НЛО - неопознанный визит", считая, что в хроническом кровотечении из носа и отсутствия какого-либо интереса к женскому полу повинны инопланетяне, похитившие его в детстве. Нил трахнул, по его собственному заявлению, всех мужиков в этой дыре и отправился за тем же самым в Нью-Йорк. Брайан носит очки с толстыми линзами и пуловеры цвета детской неожиданности. Нил, похожий на внебрачного отпрыска Виктора Цоя и Колина Фаррелла, не вылезает из кожаной куртки. Ясно, как день, что в итоге им придется прийти к одному знаменателю. И без помощи инопланетян.
| |
Но никак не ожидалось Араки такой матерого, в хорошем смысле этого слова, подхода к съемкам сексуальных домогательств к малолетним. За пять лет самовольного изгнания Араки ведь случился и Тодд Солондз, и Ларри Кларк, остервенело мусолившие эту тему. А все равно, по сравнению с ними Араки выглядит этаким уставшим мистиком уровня Дэвида Линча, отлично понимающим, что все, что нужно и не нужно, зритель с готовностью представит себе сам, достаточно лишь мягко его подтолкнуть к этому. Никакой эротики, никакой морали - сырые эмоции и символы, своим попеременным появлением придающие саспенс этой истории. Культурные коды разложены в самых подходящих местах - на стене у нью-йоркского любителя мальцов висит репродукция Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой". "Мы больше не в Канзасе" - напутствует напоминающего Нила, отправляющегося в очередной гей-круиз по нью-йоркским злачным местам сердобольная аутсайдерша. Кажется, так и сам Араки распрощался с тихой провинциальной гаванью, дабы проворачивать свои мистически-сексуальные эскапады в более крупном масштабе.
В кинотеатрах с 27 мая