В ролях Сандра Баллок, Дон Чидл, Мэтт Диллон, Дженнифер Эспозито, Уильям Фихтнер, Брендан Фрэйзер, Лудакрис, Тэнди Ньютон, Райан Филипп
США/Германия, 2005 мин. 113 мин.
Причудливо перекрещивающийся голливудский аналог Ханеке, как он есть
Конечно, неприятно, когда вас толкают в общественном транспорте локтем под ребро. Неприятно, потому что надо в ответ, сжав губы в куриную гузку, пихнуть побольнее, а то люди не поймут. А надо ли и что это может дать? Некоторые люди мучаются такими вот вопросами и, сами того не замечая, прерывают цепочку враждебности по отношениям к соседям. Разжевывание названия и оправдание взятой здесь за основу формы повествования (несколько пересекающихся сюжетных линий) приходит, без стука и прочих подобающих церемоний сразу же после вступительных титров – «Здесь, в Лос-Анджелесе, люди ходят по улицам и не касаются друг друга, поэтому нам нужны такие вот столкновения». Окружного прокурора и его жену вечером вытряхивают из их внедорожника пара отморозков. Жена прокурора срывает злость на слесаре-латиносе. Полицейский-ханжа останавливает богатую супружескую пару в таком же внедорожнике и унижает жену на глазах беспомощного мужа. Араб приходит в оружейную лавку купить пистолет, чтобы защищать свой магазин, а продавец обзывает его в лицо Бен Ладеном. Фильм Пола Хаггиса, сценариста оскароносной (слово это похоже на определение какой-то смертельной болезни, передающейся половым путем) «Малышки на миллион», родился после того, как Хаггиса вышвырнули из его собственной машины – так же бесцеремонно, как окружного прокурора с женой. После «Магнолии» снималось немало фильмов о взаимосвязи событий, на первый взгляд никак не связанных.
В «Столкновении» даже снег, начинающий свое скромное и торжественное падение ближе к развязке, намекает на всое родство с осадками из жаб в фильме П. Т. Андерсона. Актеры в таких фильмах лоснятся от сознания своей собственной значимости, и на это смотреть приятно, что удивительно. Но мало в каких эпигонах «Магнолии» делался акцент на необходимость таких межрасовых, межсоциальных и межполовых разборок, и это верно – раз они существуют, значит, зачем-то они нужны. Зачем именно они нужны, Хаггис не отвечает – это за него пусть озвучивают другие, ибо он, по его собственному мнению, и так зашел слишком далеко. Но те, кто испугался упомянутого имени Михаэля Ханеке, пусть успокоятся ,а те, кто оживился, не обольщайтесь. Просто «Столкновение» - редкий случай современного американского фильма, в котором поднимаются настоящие проблемы этой страны, что с ужасом отмечают и сами, отвыкшие от такой честности тамошние кинозрители. Несмотря на само собой подразумевающийся блеск, на перекрестках этого не такого уж и запутанного кинопереплетения чувствуется социальное беспокойство, и не даром.