В ролях Мэтт Диллон, Лили Тэйлор, Мариса Томей, Фишер Стивенс, Дидье Фламан, Эдриенн Шелли, Карен Янг, Тони Лайонс
США/Норвегия, 2005 г. 94 мин.
Чарльза Буковски пытались экранизировать и раньше, с разными результатами, скорее неудовлетворительными – как соизволите адекватно экранизировать повести человека, сочинявшего названия вроде «Моя пивная душа грустнее, чем все мертвые рождественские елки мира»? Но норвежец Бент Хамер, назубок владеющий искусством безмолвных гэгов (см. «Кухонные байки»), справился с задачей лучше и пунктуальнее других. Именно ему удалось прекрасно передать всю абсурдность ситуации, когда тебе некогда побриться из-за постоянного похмелья, а в окно светит солнце, и перед тобой сидит начальник отдела кадров, задающий вопросы вроде «Почему же вы хотите работать на заводе по изготовлению соленых огурцов?».
Фильму вредит именно то, чего не хватало предыдущим экранизациям Буковски – неамбициозность и то, что называется фразой «холодный нос». В названии «Истории обыкновенного безумия» слово «обыкновенный» оставалось часто незамеченным, отодвинутым на второй план. На первый план почему-то выходила Орнелла Мути с влагалищем, проткнутым булавкой. А Хамер поставил себе скромную задачу – разбить изначальный роман на серию виньеток и не позволять себе слишком много художественных допущений – и вполне в этом преуспел. И Мэтт Диллон, фигурирующий здесь в каждом кадре, пусть и не дотягивает до дзен-алкогольных высот старика Бука, но на роль его альтер-эго Генри Чинаски годится вполне. Но из-за общей неамбициозности проекта нужно очень постараться, чтобы полюбить его – хотя бы за то, как он сглаживает свои выгодные стороны и стесняется своих же собственных удач.