В ролях Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Херт, Тим Пиготт-Смит, Руперт Грейвз, Шинейд Кьюзак
США/Германия, 2005 г. 132 мин.
Маски-шоу
Этот анархистский кинокомикс по сценарию одиозных братьев Вачовски («Матрица») сначала напоминает о самом первом британском террористе, Гае Фоксе, который в 1605-м году чуть не подорвал парламент 36-ю бочками с порохом. Его чучело до сих пор носят по улицам Англии 5-го ноября – об этом и рефрен из рекламного слогана «Помни, помни про 5-е ноября». После исторического экскурса дело переносится в Англию недалекого будущего, живущую в согласии с заветами Джорджа Оруэлла: коррупция, телезомбирование простого народа, торговля биологическим оружием и заражение им невинных граждан. Братья Вачовски взяли в оборот британский комикс Алана Мура 80-х годов (по его комиксам недавно снимали уже «Из ада» с Джонни Деппом), которым Мур высказал собственное недовольство правлением Маргарет Тэтчер. Анархист-одиночка в маске (его играет Хьюго Уивинг, он же агент Смит из «Матрицы», что характерно) решает поквитаться с правительством за это и за собственную покалеченную внешность (потому и в маске). Рефреном его действиям служит высказывание «Народ не должен бояться своего правительства – правительство должно бояться народа».
Автор комикса Алан Мур, между тем, назвал сценарий «отстоем» и потребовал, чтобы его имя убрали из титров фильма - и это первый тревожный звоночек. Комикс нам, конечно, ни к чему, мы о нем ничего знать не знаем, а вот кино посмотреть придется. Хотя тема революционного противодействия тоталитарным режимам в последнее время в кино приводит все больше к таким плачевным результатам, как цирковой «Эон Флакс». Ничего удивительного в этом нет, потому что понятно и ежу, что анархия и терроризм никак не рифмуются со словами «блокбастер» и «Уорнер Бразерс», скажем прямо. Братья Вачовски, как им подобает, для достижения этой цели идут окольными путями – неуклюжими символами и бравурными речами этого самого прячущегося под загадочной маской V. Сами Вачовски тоже спрятались – за спиной режиссера-дебютанта МакТига, отвечавшего за спецэффекты в «Матрицах». Противоречивости сюжета, зияющие дыры в логике и персонажей, чья надобность в фильме остается неустановленной, спрятать не удалось – потому что сам фильм получился, чего уж там, скучным. Смелых моментов и тем в фильме слишком мало, чтобы я смог найти в себе желание защищать его – и упоминание птичьего гриппа к ним не относится. Болезненное ожидание предсказуемой развязки, пока на титрах заиграет “Street Fighting Man” Rolling Stones (это к вопросу, далеко ли Вачовски ушли от Rage Against The Machine) перевешивает все немногочисленные «за». В любом другом случае скука не является таким уж прямо негативным фактором – но только не когда речь идет о разрушении и борьбе с правительством. Нигилизм, революция и взрывы как символ освобождения выглядели гораздо веселее в «Бойцовском клубе», еще одной корпоративной поделке для страждущих революции на киноэкране (это самое удобное место для нее, не правда ли?). Анархия как абстрактная концепция, предлагаемая Вачовски, имеет мало общего с анархией как таковой. Это просто очередной маркетинговый инструмент для достижения фильмом некой культовости (в переводе на язык продюсеров – некое качество, обеспечивающее продукту жизнь дольше, чем две прокатные недели). Но галочки V в круге, как перевернутого символ анархии, так и просящегося с экранов перескочить на реальные заборы, для требовательного зрителя будет недостаточно.