В ролях Рада Митчелл, Шон Бин, Джоделл Ферланд, Лори Холден, Дебора Кара Унгер, Ким Коутс, Таня Ален, Эллис Крайг
Япония/США/Франция, 2006 г. 127 мин.
Тихий процесс апокалипсиса
«Знаешь, что может произойти с девочкой, когда она одна?» - возникает вопрос уже ближе к развязке, посреди хорошо стилизованных кадров под архивные пленки, поцарапанные и затертые. Кому не знать об этой ситуации, как не Джоделл Ферланд, отлично проводившей время в «Стране приливов» Терри Гилльяма. Одиннадцатилетняя Ферланд продолжает свое травматическое детство среди трупов и монстров – это и называется «кинокарьера», народ. Она и ее сомнамбулизм – одна из причин того, что по городу-фантому Сайлент-Хилл, который скрылся где-то в Западной Вирджинии, нервно рыскает ее блондинка-мама, с ее именем на устах. В Сайлент-Хилле она такая оказывается не одна – за ней в передрягу втянулась сногсшибательная блондинка-коп. Среди тумана, вспышек света, воя сирены и падающий с неба комьев снега две дамы обнаружили в городе секту пуритан, считающих, что наступил Апокалипсис, и еще много различных персонажей, описывать которых заняло бы слишком долгое время. Мужчины же бродят где-то в том же месте, но немого в иной реальности, пытаясь все уладить и держать под контролем, но в то же время, ощущая свою полную бесполезность и ненужность в сюжетной канве фильма.
От экранизации компьютерной игры, где сценарий (над которым корпел подзабытый историей подельник Тарантино, Роджер Эвери) представляет с собой, в сущности, ее прохождение, солюшен, требовать большего рука не поднимается. Я пару раз играл в одну из игр «Сайлент Хилл» (на данный момент их уже четыре части), и был озадачен, как и, главное, зачем, кто-то хочет снимать экранизацию этой игры. Из «Сайлент Хилла», единственной компьютерной игры, в которую рубится лично господин Ларс фон Триер, выросло уже целое поколение новых ужастиков. Если в хорроре фигурирует маленькая девочка не из мира сего, монстры передвигаются ползком по полу, как будто на сломанных конечностях, а в плане музыкального сопровождения слышно пару нот на пианино и металлический лязг, позаимствованный у группы Einsturzende Neubaten – можно смело благодарить за этот фильм создателей игры. Так как римейк самого оригинала запоздал, ему не оставалось ничего, кроме как быть на голову выше опередивших и подмочивших ему репутацию эпигонов. И, если подходить к просмотру этого фильма с незашоренным взглядом и восприимчивым умом, можно простить все эти мириады фильмов вроде «Темных сил» и американских перелицовок японских «Звонков». Может, экранизация компьютерных игр не такое уж и гиблое дело, как казалось. Неужели паразитирование кинематографа на литературном материале выглядит более логичным? В данном же случае кино питается сугубо визуальными продуктами, и получается такая адская (воистину) смесь из Лавкрафта, Иеронимуса Босха, эстетики фильмов Дэвида Финчера и Мэттью Барни, и компьютерная графика и крупный бюджет определяется на службу у средневековых страхов. Кто не играл в игру, конечно, сломит ногу в сценарии наверняка, и, если хорошенько вдуматься в финал фильма, то впечатлительные умы могут и тронуться - апокалипсис неизбежен и неотвратим. Но для развлечения в стиле «мороз по коже» этот более чем фильм пригоден, и сгодится и на что-нибудь большее, вполне возможно. Служит ведь игра, как выяснилось источником бесконечного вдохновения фон Триеру.