Рецензия: «Опасные пассажиры поезда 123»: изобретательный экшн в «фирменных» цветах ***
7 сентября 2009 г.
Показ боевика «Опасные пассажиры поезда 123» («Taking Pelham 123», США, 2009, режиссер – Тони Скотт, в ролях – Джон Траволта, Дензел Вашингтон, Джон Туртурро, Луис Гузман) состоялся 2 сентября в кинотеатре «Ударник».
Наконец-то кинематограф начал вовсю эксплуатировать киногеничность метрополитена как особого подземного мира, живущего по своим законам напряженной, ускоренной жизнью. Раньше в метро спускались лишь единицы (если считать не отдельные эпизоды, а действие целиком): Нимрод Анталь («Контроль»), Андрей И («Научная секция пилотов»), Джозеф Сарджент в оригинальном «Захвате поезда Пэлэм 1-2-3», а также «Денежный поезд», «Подземка», «Полуночный экспресс»…
«Опасные пассажиры поезда 123» - осовремененный римейк картины 1974 года выпуска «Захват поезда Пэлэм 1-2-3», и это заметно чуть ли не с первых кадров. Вооруженные ноутбуками и прочими гаджетами «плохие» парни - усатый и татуированный Джон Траволта, Луис Гузман с характерно сломанным носом и парочка типов явно криминального вида – спускаются в метро с хорошо проработанным планом. Им нужно угнать поезд, взять в заложники вагон пассажиров и вынудить мэрию Нью-Йорка раскошелиться на добрый десяток миллионов долларов.
Таким образом, основной мотив преступления – не столько нажива, сколько личная месть, желание поглумиться над мэром Рудольфом Джулиани (Джеймс Гандольфини) и Системой в целом. Глум выходит неубедительным - отчасти потому, что чуть ли не с самого начала зритель догадывается о том, что Траволта не просто психованный преступник, не случайно в интернете он следит за биржевыми котировками и прочими индексами Доу-Джонса. Поэтому, когда чуть позже выясняется, что Траволта – винтик, выбракованный Системой, социально-сатирический градус фильма заметно снижается.
Впрочем, остается мэр, жалкий, трусливый, не способный самостоятельно принять какое-нибудь значимое решение. Этот образ – особенно если сравнивать с оригиналом, в котором мэр города, сославшись на болезнь, следил за развитием сюжета с кровати – яркий и весьма убедительный.
С актерами Тони Скотту, безусловно, повезло: «химия» диалогов Траволты и диспетчера метро Вашингтона, в котором преступник чувствует родственную душу, намертво приковывает внимание зрителей. Скупыми набросками дана линия заложников, что невыгодно отличает римейк от оригинала; в последнем преступники вели себя наподобие тамады, вовлекая пассажиров в порой опасные игры. Ну и, наконец, Тони Скотт не смог обойтись без примет технического прогресса - wi-fi, Google и Youtube, а полиция может следить за тем, что происходит в вагоне (явный привет «Скорости» Яна Де Бонта), через веб-камеру ноутбука одного из заложников.
«Пассажиры» довольно ясно разделены на две приблизительно равные части: в первой в основном происходит болтовня, а саспенс держится исключительно на актерской игре, во второй же – сжатая до упора пружина начинает стремительно разворачиваться, «денежный поезд» трогается с места, полиция начинает охоту за террористами.
Изобретательный экшн, выполненный в «фирменных» красно-зеленых цветах Скотта, с бросающейся в глаза работой оператора - по-прежнему один из главных козырей режиссера. Другое дело, что его ахиллесова пята – диалоги – в «Пассажирах» проявляется наиболее ярко. Здесь и присущий боевикам 80-х антагонизм главных героев, и невыносимо фальшивые реплики вроде «Ты - мой герой», «Скажи, что любишь меня», «У тебя пистолет, убей меня».
Здесь, как и в боевиках 80-х – начала 90-х, возможно все: пожилой располневший диспетчер в беге на длинные дистанции легко обгоняет молодых тренированных полицейских, а супруга диспетчера в ответ на сообщение мужа о том, что он спускается к террористам с деньгами, просит по дороге домой купить галлон молока.
И что бы вы думали - он не забывает об этой просьбе.
Денис Шлянцев, InterMedia