Рецензия: «Волчок»: горькое лекарство для зрителей ****
25 сентября 2009 г.
Премьера драмы «Волчок» (Россия, режиссер – Василий Сигарев, в ролях – Яна Троянова, Полина Плучек, Вероника Лысакова) состоялась 22 сентября в кинотеатре «Художественный».
Угрюмая маленькая девочка (понятное дело, дальше напрашивается «со взглядом волчицы») любит свою мать, отсидевшую за убийство, непристойно ярко крашеную хной и «вкусно пахнущую вагоном-рестораном». Мать же – «Я, бл*ть, молодая! Я жить хочу!» - дочь ненавидит (хотя и дарит ей игрушечный волчок), видит в ней обузу, водит домой мужиков, а иногда – по лагерной привычке – и женщин, пьет и матерится через слово. Дочь спит в ногах матери и получает в воспитательных целях гематоген, затрещины и иногда бутылку в голову.
От всего этого бытового ада девочка убегает на кладбище, где заводит друга-покойника, разговаривает с ним, «кормит» конфетами и поет песню: «Вулеву, вулеву, вулеву дансе?». На кладбище тихо и можно вдоволь наесться конфетами - чем не рай?
«Волчок», несмотря на явную «чернушность» и провокационность тематики, как ни странно, вполне смотрибелен. Это не артхаус ради артхауса, а крепко сбитая, держащая зрителя в напряжении, наконец, просто интересная история.
Этот эффект достигается за счет грамотного сценария, который написан не вымученным литературным языком, а оставляет впечатление умелой компиляции из подслушанных реальных диалогов. Не случайно Василий Сигарев сначала прославился как театральный драматург, деятель «новой драмы», а уже потом дебютировал в кино.
Кстати, кроме самого режиссера, свои первые роли в кино в «Волчке» сыграли Яна Троянова (приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре»), Полина Плучек и Вероника Лысакова, и отработали они впечатляюще. «Волчок» вдобавок стал первой строчкой в резюме оператора Алексея Арсентьева, чья работа также более чем достойна похвалы.
Помимо приза за главную женскую роль, «Волчок» получил на «Кинотавре» главный приз, а также приз за лучший сценарий и приз критики, на полкорпуса обойдя «Кислород» тоже театрального в прошлом деятеля Ивана Вырыпаева.
Почему же столь замечательный фильм не получает в рецензии высшего балла? Проблема «Волчка» (да и всей так называемой «новой русской волны», что уж тут скрывать) - в поверхностности, незавершенности высказывания, в несвоевременности поднятых проблем, в оторванности от массового зрителя, да и прокатчики, судя по всему, боятся нерентабельного артхауса. Тот же «Волчок» пройдет по стране тиражом в 50 копий – и кто его увидит? Тем временем фильм катается по международным фестивалям, где его, по слухам очень неплохо принимают.
«Волчок» - из тех тяжелых для восприятия, горьких, как лекарство, но полезных фильмов, которые нужно рекомендовать к просмотру. Это фильм для тех, кто завел детей или планирует это сделать в будущем, об ответственности, о любви, о том, что нельзя вечно быть эгоистом и не расплатиться за это.
Денис Шлянцев, InterMedia