Рецензия: «Дорогой Джон»: письма лично на почту ношу **
28 февраля 2010 г.
Предпремьерный показ драмы «Дорогой Джон» («Dear John», США, 2010, режиссер – Лассе Хальстрем, в ролях – Чаннинг Татум, Аманда Сэйфрид, Ричард Дженкинс, Генри Томас, Кален Мосс) состоялся 24 февраля в кинотеатре «Ролан».
«Дорогой Джон» - тот самый таинственный фильм, которому удалось сместить с пьедестала североамериканского проката «Аватар» Джеймса Кэмерона. На самом же деле, в нем нет ничего сверхъестественного – ни трехметровых хвостатых синих гуманоидов, ни полетов на птеродактилях. Всего лишь обыкновенная романтическая история, снятая мастером по эксплуатации слезных желез Лассе Хальстремом («Хатико: Самый верный друг», «Шоколад») по роману Николаса Спаркса («Дневник памяти», «Ночи в Роданте»).
«Дорогой Джон» рассказывает душещипательную – из разряда «девочкам обязательно понравится» - историю любви мужественного и неразговорчивого десантника Джона (Чаннинг Татум) к прелестной студентке-блондинке Саванне (Аманда Сэйфрид). В наличии имеется максимум обязательных для жанра красивостей: рассветы-закаты, полнолуние, океанский прибой - и минимум эротики, разве что солнце, просвечивающее ушки Саванны. А еще в сценарии имеются зачем-то приплетенные аутисты и – для пущей трагичности - 9/11.
Две недели, в течение которых Джон и Саванна успели влюбиться друг в друга по уши, пролетели незаметно. Особенно для зрителя. Джон вернулся в армию, Саванна – в университет, и начался тягостный (для зрителя) эпистолярный роман, ведь наши герои поклялись рассказывать друг другу все-все-все, что с ними происходит. Причем письма они пишут шариковой ручкой на разлинованных листках – разве могут сравниться с подобной романтикой бездушные е-мейлы и эсэмэски, уж не говоря о мессенджерах и социальных сетях? (Впрочем, выясняется, что интернет в Турции и Африке не проведен, поэтому Джон так страдает от отсутствия общения с любимой, позвонить на мобильный, впрочем, ему все-таки можно.)
Отслужив, Джон собирается вернуться к Саванне, но его матримониальным планам не суждено сбыться. Настает день 9/11, и он предпочитает военную карьеру семейной жизни, проникнувшись пламенными идеями патриотизма («Боже, какой сказочный идиот!» - думает в этот момент женская половина зрительного зала, мужская – благополучно похрапывает).
Проблема «Дорогого Джона» - не только в его предсказуемости, затянутости и заштампованности и даже не в невыносимой приторности, а в том, что в скором времени на подобные романтические картины перестанут ходить даже вожделеющие Татума матроны и надеющиеся лицезреть прелести Сэйфрид юнцы. То есть, еще чуть-чуть, и жанр будет полностью дискредитирован.
И ему не поможет даже то, что в какой-то момент «Дорогой Джон» превращается чуть ли не в «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу с такой же моралью – войнушка в шкале мужских ценностей занимает первое место. А любовь и семья – дело десятое.
Денис Шлянцев, InterMedia