Венецианская экспансия
28 августа 2001 г.
В долгой и равной борьбе Венеции и Берлина за второе место в табели о
рангах международных кинофестивалей (первое в обозримом будущем будет
принадлежать, разумеется, Канну) Венеция сделала хитрый ход. Теперь на
острове Лидо будут проводиться два конкурса: наряду с основным, "для
взрослых", в котором по традиции тон задают проверенные классики
европейского и мирового авторского кино (проще говоря, скука в залах часто
стоит смертная, зато когда талант режиссера пересиливает зрительскую
апатию, получается шедевр), появился конкурс "Кино сегодняшнего дня". По
замыслу фестивального директора Альберто Барберы Cinema del Presente -- это
прежде всего новаторские, экспериментальные работы, режиссеры которых
готовы на ошибки и передержки ради шанса сказать новое слово в кино.
Награда "Лев года" (Leone dell'Anno) будет подкреплена чеком на 100 тысяч
долларов от Italia Telecom, нового спонсора фестиваля. И еще одно важное
отличие: жюри, присуждающее "Льва года", состоит целиком из критиков, в то
время как в жюри большого конкурса по традиции доминируют кинопрофессионалы
(в этом году судьба "Золотого льва" во многом будет зависеть от
авторитетного председателя -- каннского триумфатора Нанни Моретти).
Все это хорошо для Венеции и не очень приятно для фестивалей второго ряда,
которые раньше могли разнообразить свой конкурс за счет неочевидных, но
любопытных фильмов. Теперь им прямая дорога в Венецию.
Программа Венеции в целом соответствует заявленной концепции. В основном
конкурсе много известных имен, уже не раз побеждавших на международных
кинофестивалях: китаец Фрут Чан, кореец Ким Ки-Дук (его "Реальный вымысел"
был в московском конкурсе, а "Остров" явно недооценили на прошлой Венеции,
так что в этом году у него неплохие шансы), англичанин Кен Лоуч, индианка
Мира Наир, серб Горан Паскалевич, бразилец Уолтер Саллес, француз Андре
Тешине. Особенно интересно будет увидеть "Тайное голосование" -- новую
работу Бабака Пайами ("Еще один день"), самого талантливого и оригинального
режиссера нового поколения в Иране.
В "Кино сегодняшнего дня" известных имен куда меньше: выделим лишь Вернера
Херцога с драмой "Непобедимый" на модную нынче тему -- еврей притворяется
истинным арийцем, да Сергея Бодрова-младшего с незатейливыми, но приятными
"Сестрами".
В различных внеконкурсных программах будет неизбежный Маноэль ди Оливейра,
дай ему Бог здоровья, который в свои 93 спешит нас порадовать новым фильмом
"Дверь моего детства", режиссер скандального "Романса" Катрин Брейя с
"Коротким путешествием", Спилберг с "Искусственным разумом", большая
программа полнометражных документальных фильмов и короткометражек.
На открытии, в среду, покажут "Пыль" -- любопытное творение македонца Милчи
Манчевского, в 1994 году удостоенного "Золотого льва" за драму "Перед
дождем". "Пыль" -- это балканский вестерн о двух братьях-ковбоях (одного из
них играет "влюбленный Шекспир" Джозеф Файнс), служивших разным хозяевам в
Турции на рубеже веков и влюбившихся в одну и ту же девушку. В ковбойскую
сагу необъяснимым пока образом вклинивается история 90-летней жительницы
Нью-Йорка, подружившейся с молодым вором, пытавшимся украсть у нее
балканское золото. Кустурица отдыхает.
Звездное присутствие будет обеспечивать Николь Кидман, которая представит в
Венеции два фильма: "Других" испанца Алехандро Аменабара (этот триллер о
привидениях участвует в основном конкурсе) и "Девушку на день рождения"
Джеза Буттеруорта (в этой комедии Кидман предстанет в образе русской
невесты Нади, прибывшей к жениху-клерку в обетованную Америку).
7 сентября почетный "Золотой лев" за карьеру будет вручен 81-летнему Эрику
Ромеру, самому легкому и ироничному режиссеру французской новой волны,
который сумел уберечь то, что принято понимать под французским стилем, от
пошлости и легковесности. В тот же день состоится премьера его последней
работы "Англичанка и герцог", снятой на цифровое видео.
Подробнее о фильмах 58-го Венецианского кинофестиваля вы сможете прочитать
в репортажах вашего корреспондента.