Российское собрание кинолент пополнилось совершенно неизвестным в нашей стране фильмом, снятым по произведению самого известного поэта России
4 февраля 2002 г.
Это экранизация пушкинской повести "Выстрел". Примечательно, что заказ на съемку сделал лично Бенито Муссолини, который, как и многие диктаторы благоволил к классическим произведениям искусства.
Эта картина шла к нам 60 лет. Она вряд ли попадет на широкий экран или на экраны телевизоров. Это одно из условий передачи ленты в Россию. Чтобы получить режиссерский дебют Ренато Кастеллани 1942 года и еще две более поздние пушкинские экранизации, наши архивисты "расплатились" киносокровищами из своих фондов. Но называют эту сделку удачной, а приобретение сенсационным.
Чтобы увидеть незнакомую прежде киноработу, в Госфильмофонд специально приехал писатель Андрей Битов. В игре итальянцев он увидел и сходство с реальным темпераментом Пушкина, и то, что почти не характерно для отечественных экранизаций.
По версии Битова, это может быть связано с различием тоталитарных режимов. У них даже в эпоху Муссолини не было такого геноцида дворянства, как у нас. Нигде, как в России не истребляли прямоту осанки и благородство лица. Но почему они ставят Пушкина во время второй мировой? Возможно, пытаются понять странную нацию, которая сама себя охарактеризовала фразой "Пушкин - наше все".
Впрочем, западный мир ассоциативно тесно связывает "Выстрел" с реальной биографией поэта: дуэль с иностранцем. Только жена главного героя в повести сумела спасти ему жизнь. В жизни сработала другая схема и этот год - 165 годовщина гибели Пушкина на дуэли. А архивисты вздыхают: нам бы получить еще финского "Дубровского" 1946 года. Пока не получается.