Все же телевидение - великая сила. Не будь у Бьорк необычных, врезающихся в память клипов с плюшевыми мишками, танками, мыльными пузырями и плясками в оранжевом платье, выступать бы ей не на огромном стадионе, а где-нибудь в КДС для нескольких сотен ценителей. И даже блестящая главная роль в "Танцующей в темноте" не помогла бы - это же не "Терминатор-3" в самом деле!
Благодаря MTV Бьорк - суперзвезда. И пусть играет она музыку, хоть и приближенную к мейнстриму, но не слишком простую для восприятия, народ, мурлыкая "Human Behavior", стройными рядами тянулся к Олимпийскому, постепенно заполняя и партер, и даже верхние ярусы.
Точнее, заполняли те, кто успел проскользнуть внутрь до начала Великой Давки. Тем же, кому досталось в 18:30 встать в очередь на вход, сумели попасть внутрь только к 21:00, уже изрядно нашутившись про шахидские пояса, озлобившись, обалдев от количества тел на один квадратный сантиметр теплого июльского асфальта
Опоздавшие, по счастью, не знали одного - пока они выживали в очереди, на сцене нарисовалась своеобразная исполнительница по имени Peaches. Это о ней Бьорк сказала на пресс-конференции: "Она классная... и я безумно ее люблю."
Пичес уже была в Москве, но выступала в скромном пространстве клуба Б-2, а теперь сразу скакнула в огромную яму Олимпийского.
Вообще, "разогревать" зал перед чьим-то триумфом - занятие так себе. Все равно что прийти на свидание вместо задержавшейся подружки и пытаться развлечь измученного ожиданием кавалера светской беседой.
Примерно так все и выглядело: Peaches носилась по сцене под пронзительные звуки электро-панка, доносящиеся из динамиков, переодевалась в наряды разной степени откровенности чуть ли не после каждой песни и безостановочно кричала то "fuck", то "shit".
Ответом было холодное, выжидающее молчание зала. Должно быть, несколько ценителей музыки Peaches в Олимпийском все же присутствовали - они даже пытались скомкано колбаситься в партере, но для остальной массы зрителей часовое шоу резких однообразных панк-песен с пронзительным вокалом не покатило.
Даже трогательные призывы Peaches: "Я ндравлюсь Бьорк!" не слишком разжигали народ. Оживление наступило только тогда, когда Peaches собрала всю свою одежду и, потрясая ей, удалилась, как побежденный боксер с ринга.
Бьорк появилась только минут через 40 - Олимпийский встретил ее радостным воем. Экстравагантная певица не обманула ожидания зала: предстала в черной пачке "а-ля Одиллия" и зеленых цветах-"наушниках" от Александра Маккуина, возможно, символизирующих то, что Бьорк, по ее словам, воспринимает мир ушами.
Плясок святого Витта Бьорк не устраивала, только иногда начинала приплясывать около микрофона, как маленький неумелый шаман. Но ее голос - то ли зверя, то ли эльфа - пробирался по жилам ядренее всяких заклятий, полз по стенам огромного зала, разбиваясь под потолком на крошечные острые шарики.
Первая половина концерта состояла из медленных и очень печальных песен. Музыканты, устроившиеся по центру сцены, мучительно красиво выуживали из инструментов ноты, смешивая живое с неодушевленным. Становилось страшно. Подчеркивая вселенское одиночество, на огромном экране возникали появлялись галлюциногенные образы, напоминающие клетки под микроскопом. Или человеческие руки.
Бьорк не зря говорила, что ее последний альбом "Vespertine" - зимний, замороженный. От этого гипнотического холода не согревали даже огненные факелы, время от времени по периметру взрывающие сцену. Казалось, что зрители, пришедшие попрыгать под "Human Behavior", попали на концерт органной музыки. Кто тут думал, что Бьорк в опере - это странно? Опера - самое место для такого действа.
В финале каждой песни кто-то один, какой-то крик толпы, выдергивал себя из транса благодарным свистом - а Бьорк жутко трогательно отвечала ему со сцены на раскатистом русском - "Спасибо!" - самоотверженно и храбро.
Через полтора часа, к финалу концерта, дюймовочка решила все же вспомнить былое - под "Bachelorette" партер заходил ходуном, под "Pluto" - взорвался воплями. И вдруг Бьорк тихо ушла со сцены.
Зал надрывался, вызывая ее на бис, а она все не выходила. Но я знала, что выйдет. Даже знала, что именно споет - чаще всего Бьорк завершает концерт своим первым хитом "Human behaviour". И Москва не была исключением.
Маленькая исландская женщина, которую хочется спасать от всех плюшевых медведей мира, спела про человеческую суть и скрылась за кулисами.
Список песен, исполненных на московском концерте (по информации www.bjork.com)
01. I’ve seen it all 02. Hunter 03. Five Years 04. Scary 05. Joga 06. All is full of love 07. Desired constellation 08. Heirloom 09. Nameless 10. An Echo, A Stain 11. Where is the line? 12. Unravel 13. Pagan poetry 14. Bachelorette 15. It's In Our Hands (SPT mix) 16. Hyper-ballad 17. Pluto На бис 18. Generous palmstroke 19. Human behaviour