Даже не думай!! Тень независимости Режиссер Руслан Бальтцер В ролях Алексей Алексеев, Сергей Мухин, Артем Ткаченко, Дельфин, Андрей Панин, Алексей Кортнев, Александр Семчев, Евгений Стычкин
Россия, 2004, 95 мин.
Когда в середине фильма из уст молодых героев с бледными кличками Марат, Белый и Ник выскакивает фраза "А это что за фриказоиды?", все становится кристально ясно. Продолжение кассового закоса под "Карты, деньги, два ствола" Гая Ритчи мутировало в нечто, чего до сей поры в российском кинематографе не наблюдалось - в многобюджетный мега-трэш. Элементы пародийности и отсылки к знакомым до боли кинохитам никуда не делись, просто на этот раз они оказались вплетены в мощнейший вал нарочитого кретинизма. Впору засылать фильм за границу, на всякие фестивали, в одной упряжке с каким-нибудь корейским "Спасти зеленую планету" (2003), народ потешать. В этом, кстати, нет ничего скверного - не одним же "Возвращением" (2003) жить.
Сюжет здесь, как и во всех сиквелах, обслуживает разве что основных трех персонажей, двое из которых достаточно рельефны, не хуже каких-нибудь шотландских наркоманов из "На игле" (1996). Марат (Алексей Алексеев) с наружностью Харпо из комик-трио братьев Маркс. Белый, которого теперь играет Артем Ткаченко (под жалким предлогом операции по изменению внешности, в погоне за схожестью с любимым актером Аль Пачино), стал каким-то сентиментальным, больше напоминая "пианиста" Эдриана Броуди, чем Пачино. "Бухает" он совсем неловко, еще более неумело изображает похмелье. Но Сергей Мухин в роли Ника даже на фоне этих двоих смотрится откровенно слабо.
Первые кадры, сновидение о неудавшейся свадьбе, на удивление монументальны и увесисты: стремительно несущиеся вдаль грозовые облака, гулко стукающиеся о ступени обручальные кольца, брошенная невеста в роли ангела-истребителя, и все - на уверенной медленной прокрутке. Режиссер Руслан Бальтцер с порога заявляет, что с камерой знаком не понаслышке. Правда, потом все достигнутое в первые три минуты без зазрения разбазаривается на заморских курортах. Еще раз подтверждается старое правило, что на пляжах и настроение царит не рабочее, а пляжное - какое там кино, когда вокруг море, солнце и секс? А так как битых две трети фильма проводится на пляже и в клубах, то к середине фильм провисает, что твой гамак под Лучано Паваротти.
Зато именно тут на сцену и выходят невыносимо нелепые фрики - поп-звезда неопределенной сексуальной ориентации Феликс Бычко, стеснительный кикбоксер-убийца Плакса, разъезжающий на мотоцикле и в нацистском шлеме клоун-мафиози по имени Гонзо. Пестрота достигает накала, и под конец марсианин, размахивающий российским триколором, выглядит как нечто само собой разумеющееся. Эстетика клипов "Дискотеки Авария", смешанная с художественными способностями помрежа фильма "Маньячные медсестры в поисках экстаза" и помноженная на приличный по российским меркам бюджет. Ну и славно - а то у нас в стране освоили только две разновидности кинотрэша: либо безденежные питерские гомерические видеомытарства, вроде "Черного фраера" (2000) Глеба Михайлова, либо экскременты вроде "Колхоз Энтертейнмент" (2003).
Добиться более внушительного результата Бальтцеру и Ко помешала исключительно ложное стремление к достоинству. Больше секса и насилия - основных составляющих трэша. А так, без достаточного количества сисек и кетчупа, "Даже не думай!!" похож на порядочного пожилого бизнесмена, пойманного со спущенными штанами, но все еще пытающегося удержать на лице благостную солидную мину. Наверное, инвестиции не позволяют.