НОВОЕ КИНО: "Падшие Ангелы" Скотта Смита
30 марта 2004 г.
Падшие ангелы (Falling Angels)
Режиссер Скотт Смит
В ролях Миранда Ричардсон, Кэллам Кит Ренни,
Кэтерин Изабелл, Кристин Эдамс
Канада, 2003, 101 мин.
Литературное наследие Чехова докатилось и до Канады - с удовольствием можно констатировать после просмотра этой немногословной ретро-драмы с феминистским уклоном.
Судите сами, слишком много совпадений: имеются три сестры старшего школьного возраста, а на стене висит ружье. В конце оно не стреляет, даже звука лопнувшей струны не слышно, только шум водопадов Ниагары и крайне немодный саундтрек 60-70-х.
Заправляет сестрами отец-тиран, алкоголик-военный, и заправляет жестко. Если по отношению к парням суровое менторство оправдано и идет даже на пользу (например, в "Возвращении" (2003) Звягинцева), то к девочкам такие методы не подходят.
Старшая из сестер - Лу, нелюдимая бунтарка, путается с радикалом в майке с надписью "Напалмом Никсона!" (на дворе - 1969-ый год), курит, экспериментирует с ЛСД. Вторая - Мэри, миловидная несмышленая кукла. Есть еще Норма - толстая, бледноголосая, в очках и с лесбийскими наклонностями. Каждая по-своему, но совместно они подходят к пониманию того, что ради выживания в безумном мире нужно использовать все возможности, данные им природой, и одна из главных - секс. Постельные сцены здесь - как баталии между полами, в которых молодые девушки зачастую выигрывают у пузатых 38-летних мужиков.
"Падшие ангелы" не достигают размаха стилизации цветастого "Вдали от рая" (2002), но и не стремятся к нему, им уютно здесь, на полу-телепостановочной картинке. Тем более, что литературная основа - вполне прочная, - бестселлер Барбары Гоуди.
Кажется, ещё чуть-чуть, и в следующей сцене последует отчаянный, непоправимый акт коллективного суицида, какой мы наблюдали уже в "Девственницах-самоубийцах" (1999) Софии Копполы. Но потом, каким-то образом тучи над головой рассеиваются, появляется голубое небо, дышать девушкам становится проще, и отец, еще недавно выглядевший безжалостным киборгом, больше похож на жалкого солдафона-янки, переборщившего с выпивкой.
Что же послужило поворотной точкой? Все просто - в машине, в один из редких душевных разговоров, все три сестры осознают, что больше не являются девственницами. А значит, и самоубийцами теперь становиться как-то не с руки. В пору возопить - "В Москву, в Москву!".