РЕДКОЕ КИНО: Петр Мамонов в "Пыли" и "Темном Му"
28 января 2005 г.
Это я такой странный, или на самом деле советский рок выглядит как занюханный и заполненный отбросами пустырь, на котором непонятно как пророс причудливой красоты цветок - ансамбль "Звуки Му"? Подтверждением уникальности "Звуков" служит хотя бы то, что на протяжении двадцатилетней истории группы не было замечено ни одного коллектива, черпавшего вдохновение в отточенном кривлянии Мамонова и Ко. Другие, куда более комфортные и энергозатратные позы можно купить в любой круглосуточной палатке поблизости. Но расшвыриваться, как Мамонов, откровениями вроде "Я самый плохой, я хуже тебя" - кишка тонка. К слову, Мамонов не снимался в кино десять лет. А на этой неделе - прорвало. И, надо заметить, небезуспешно: что в Центральном Доме Предпринимателя, что в Клубе на Брестской - яблоку упасть негде. Такого количества народу, как на премьере "Пыли" в ЦДП, скажу как на духу, не видел ни на каких там "Матрицах". Люди стояли в проходах и висели на люстрах, и так все два часа с лишним.
Пыль
Режиссер Сергей Лобан
В ролях Алексей Подольский, Петр Мамонов, Белка, Псой Короленко, Сергей Сальников, Глеб Михайлов, Дмитрий Пименов, Павел Былевский, DJАгеев, White Hot Ice, Руставели
Россия, 2005.
Как-то Мамонов пришел выступать на одну телепередачу (что уже редчайшее событие), общался со зрителями и с телеведущим, исполнял свои песни / камлания под аккомпанемент одутловатого человека с отсутствующим взглядом просидевшего на стуле всю программу. Ведущий спрашивал Мамонова: "Представьте вашего спутника, будьте добры". Мамонов отвечал: "Да он и не спутник вовсе. Он - олицетворяет". Тот же самый спутник продолжает олицетворять, и снова на пару с Мамоновым, в полнометражном псевдофантастическом фильме, снятом на цифру творческим объединением "Свои-2000". Что же он, герой по имени Леша, олицетворяет на этот раз, в безразмерной майке с серым котенком из секонд-хенда, мечущийся по пустынной в своей монструозности Поклонной горе и бормочущий несуразности себе под нос? Ищет он свое идеальное мифическое тело, привидевшееся во время научного эксперимента - с бицепсами, трицепсами и остальными достоинствами, признанными таковыми общественностью. Хочется Леше измениться, но почему так остро, и достаточно ли для перемен такого банального стимула, как просто желание? А из любого утюга тем временем раздается тебе и группа Scorpions, и группа "Кино", и все они ждут ветра перемен. Пожалуй, только сказочку про гадкого утенка упустили из виду. Все остальные мыслимые виды метаморфоз охвачены - и сектантство, и наркомания, и даже переодевание в женскую одежду. Что тут будешь делать - уж навряд ли переосмыслять концепцию перемены как таковой. Для творческого междусобойчика, каким является фильм "Пыль", он вышел на редкость внятным и связанным. Достойное место в очереди всевозможных фриков (и все это не последние люди на московской подпольной киношной, музыкальной и арт-сцене), дефилирующих перед камерой, занимает Евгений Петросян. О Петросяне говорить можно много и со вкусом, но никогда еще его образ не использовали так к месту, как в "Пыле". Барахтающийся в аквариуме голубого телеэкрана, Евгений Ваганович выполняет, по сути, ту же функцию, что и крикливый ведущий ток-шоу в "Реквиеме по мечте" [2000]. Ернический посыл режиссера Сергея Лобана виден за версту, но когда битком набитый зал вскакивает на ноги и бьет в ладоши в такт цоевскому "Мы ждем перемен", ирония выветривается на удивление скоро. "Пыль" займет свое место рядом с самыми полюбившимися народу образцами русского подпольного кино - фильмами Светы Басковой, группы "НОМ". О "Пыли" разговоры будут ходить еще долго, так что если уж вам подвернется возможность посмотреть его, не упускайте. Хотя создатели фильма о дальнейшей судьбе фильма отмалчиваются, как на допросе.
Темный Му
Режиссер Марина Любакова
В фильме участвуют Петр Мамонов, Александр Липницкий, Алексей Бортнейчук, Павел Хотин, Алексей Павлов, Артемий Троицкий, Сергей "Африка" Бугаев
Россия, 2005
"Темный Му" Марины Любаковой - фильм, легко укладывающийся в прокрустово ложе жанра рок-документалистики. Комментарии членов группы и приближенных лиц перемежаются видеозаписями концертов, обрывами песен, фотографиями и почему-то кинозарисовками Москвы шестидесятых. "Звуки Му" имеют такое же отношение к шестидесятым, как Петр Мамонов - к номинации на "Оскар" за главную роль. То есть это иные миры. Но в этом жанре главное - не то, как. Главное - кого. Если Мамонов для вас хоть чуть-чуть не пустой звук, то почерпнуть из фильма можно многое. Вот Троицкий дает расклад по сотрудничеству "Звуков Му" с Брайаном Ино, а видеоряд: лысый Ино за пультом, лысеющий Мамонов извивается перед микрофоном. Вот всплывает завораживающая история о том, как в пылу эпохальной пьяной драки Мамонову всадили заточку под сердце. Вот уже завязавший Мамонов в своей деревне жалобно признается, что на данный период жизни кое-что уже понял, но ничего не достиг. Вообще, если говорить о "Темном Му" как о семейной видеозаписи (потому что любая группа, существующая так долго, живет по семейным законам), видно, что в этой - не все ладно. Образно говоря, и папа явно закладывает, и мама с подбитым глазом, и ребенок в разных галошах. Но все это досужие разговоры, нас мало касающиеся. Нам хватит и выступления на "Музыкальном ринге" в тысяча девятьсот восемьдесят каком-то году. Волосатые дядьки выжимают из инструментов смесь фри-джаза и краут-рока в духе Can. А невероятно пластичный (такую пластику приобретаешь лет через двадцать дружбы с крепкими напитками) персонаж из рассказа Зощенко в куцем пиджаке блеет в микрофон: "Муха - источник заразы / Сказал мне один чувак / Муха - источник заразы? / Знаешь, это не так". Можете забрать себе свои демократические свободы, вылившиеся в развал страны и гегемонию "Фабрики звезд", верните мне Советский Союз, где я по телевизору в пятницу вечером могу посмотреть вот такое.