Рецензия: «Обитаемый остров»: новогодний крамольный блокбастер ***
23 декабря 2008 г.
Показ фильма «Обитаемый остров» (Россия, 2008, режиссер – Федор Бондарчук, в ролях - Василий Степанов, Петр Федоров, Юлия Снигирь, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 16 декабря.
Несмотря на то, что фильм стартует в прокате с 1 января, экранизация «Обитаемого острова» братьев Стругацких Федором Бондарчуком не привязана к Новому году. Как не привязаны в свое время были «Дневной дозор» и «Волкодав».
«Обитаемый остров», вернее, первая его часть (вторую продюсер Александр Роднянский пообещал выпустить в апреле 2009 года), представляет собой научно-фантастическую антиутопию, снятую с уважением к первоисточнику и со вкусом задуманную. Впрочем, к фильму при всех его достоинствах можно предъявить массу претензий.
Прежде всего, это рваный ритм повествования, которое то буксует, то вдруг срывается с места в карьер. Нельзя сказать, что зритель постоянно впадает в спячку, из которой его насильно вырывают при помощи громкой пальбы, но лирическая составляющая первой части уж очень близка к мелодраме. Зато в продолжении обещают безостановочный экшн.
Хотя с текстом Стругацких обращаются довольно бережно (за написание сценария взялись известные фантасты Марина и Сергей Дяченко, а также Эдуард Володарский), кастинг не всегда точен. Главный герой Максим Каммерер (Василий Степанов) у Стругацких был брюнетом, Вепрь (Гоша Куценко) - «сухим, жилистым стариком», а Орди (Анна Михалкова) - «белой и почти прозрачной» женщиной. Ну, а про неуместность постоянной широкой улыбки на лице персонажа Мака Сима высказались все, кто успел посмотреть фильм.
Впрочем, буквальное следование тексту книги не всегда идет на пользу картине: некоторые диалоги и фразы, уместно смотревшиеся в печатном виде, при переносе на широкий экран выглядят искусственными, натужными.
С картинкой у «Острова» все в порядке: с ходу возникают ассоциации с «Бегущим по лезвию бритвы» Ридли Скотта, «Метрополисом» Фрица Ланга и «Городом потерянных детей» Марка Каро и Жана-Пьера Жене. Видеоряд и эффекты проработаны так, что виден чуть ли не каждый рубль, потраченный из многомиллионного бюджета.
Но самое, пожалуй, главное то, что в «Обитаемом острове» (даром, что фильм почти не отходит от текста Стругацких, написанного еще в 1968 году) не боятся громко говорить совершенно крамольные, на грани диссидентства вещи о текущем положении дел. На раз узнаваемые политические реалии, Неизвестные Отцы, пригревшиеся у кормушки власти, СМИ, зомбирующие население. Отбросив весь «эзопов язык», авторы сценария даже изобрели актуальную рейтинговую телепередачу с говорящим названием «Психопанорама».
«Обитаемый остров», несмотря на все свои недостатки и достоинства, можно назвать первым российским блокбастером, предназначенным не только для внутреннего пользования (чем оказались те же «Дозоры»). Не случайно РИА «Новости» уже сообщило о том, что «Островом» заинтересовалось голливудское William Morris Agency и собирается выпустить обе части картины в американский прокат. Ожидает ли Федора Бондарчука судьба Тимура Бекмамбетова, пока непонятно.
Денис Шлянцев, InterMedia