Рецензия: «Рейчел выходит замуж»: а свадьба пела и плясала ***
30 июня 2009 г.
Показ психологической драмы «Рейчел выходит замуж» («Rachel Getting Married», США, 2008, режиссер - Джонатан Демме, в ролях - Энн Хэтэуэй, Розмари ДеУитт, Мэтер Зикел, Дебра Уингер, Билл Ирвин, Анна Дивер Смит) прошел в рамках программы «Московская эйфория» 31-го ММКФ 27 июня.
Бывшая фотомодель Ким (Энн Хэтэуэй) выходит из пенитенциарного заведения для алкоголиков и наркоманов, и отец везет девушку на машине домой. Здесь ее старшая сестра Рейчел завершает приготовления к свадьбе, дом полон родственников и знакомых. Ким предстоят долгие объятия с родными, улыбки, сменяющиеся по должному поводу постными минами, заверения в любви и дружбе, добродушные шутливые комплименты, новые знакомства. Вскоре дом наполняется гостями, Ким знакомится с «другом жениха» и занимается с ним сексом, знакомится с самим женихом и его семьей – они афроамериканцы. Потом на протяжении двух часов зрителю предстоит слушать длинные тосты, которые произносит каждый из гостей, отсматривать номера самодеятельности и тому подобное – в общем, стать как бы молчаливым безучастным гостем на типичной американской свадьбе представителей среднего класса. Все веселятся, «и, конечно, все они – прекрасные люди, ведь иначе и не может быть», все знают о проблемах Ким, но стараются обходиться с ней деликатно и дружелюбно. Но что-то Ким не весело, что-то явно тяготит ее. Кажется, вот-вот она сорвется и устроит тут всем маленький психологический геноцид.
«Рейчел выходит замуж» - один из самых ожидаемых фильмов внеконкурсных программ ММКФ. Ее режиссер, «оскаровский» лауреат Джонатан Демме – автор хрестоматийного «Молчания ягнят» и «Маньчжурского кандидата» - снял типичный современный американский арт-хаус со звездой Энн Хэтэуэй в главной роли, получившей за нее номинации на «Оскара» и «Золотой глобус». Сценаристкой фильма выступила дебютантка Дженни Люмет, дочь выдающегося американского режиссера Сидни Люмета. Грубо говоря, безалкогольная «Свадьба» Лунгина встречает «Торжество» Томаса Винтерберга, уступая и тому и другому в динамике, наличии событий и характеров. Быстро становится понятно, что перед нами долгая метафора пошлости мультикультурного общества и фальшивой общественной морали, а смысл фильма в том, что вся жизнь - лишь отпуск из дурдома на «в чужом пиру похмелье», где тебя будут окружать улыбающиеся биороботы. Пуская в бассейн плошку со свечкой, героиня как бы прощается с мечтой о сексе с нормальным парнем, а из-за угла тем временем доносятся жизнерадостные песнопения гостей, ряженых в сари, бразильские перья, медвежьи шапки и прочий разнообразный этно-винегрет. Действие происходит в кабаке с православными иконами, оккультными фигурками аборигенов и манекенами украинок в вышиванках. В целом зрелище получилось невыносимое в своей занудности и банальности – право, нет смысла выслушивать каждый из ста пятидесяти тостов, чтобы понять в финальной сцене причину тоски Ким.
Впрочем, имеет право на существование и другая точка зрения, озвученная кинокритиком Станиславом Ф.Ростоцким: «Это абсолютно душераздирающее зрелище. Ничего более точного, пробирающего до печенок, безысходного и грустного за последнее время видеть не приходилось». «Душераздирающее зрелище», как известно, - главная фраза ослика Иа-Иа, намного более важная в контексте современного кинопроцесса, чем даже «Входит-и-выходит-замечательно-выходит!», которая вообще стала фразой века, - из той же главы, что характерно. Безусловно, создатели фильма вполне сознательно делают его однообразным и скучным, погружая зрителя по самую маковку в тоскливое мещанское болото…
Любопытно, что «Рейчел выходит замуж» перекликается с другим хитом внеконкурсных программ 31-го ММКФ – «Антихристом» фон Триера. Здесь тоже есть погибший младенец как источник всех душераздирающих зрелищ. И нельзя не признать, что окружающая Ким свадебная церемония действительно гораздо более жуткое и невыносимое кино, оскорбляющее последние остатки нравственности, чем все кровавые подробности у Триера.
Борис Гришин, InterMedia