НОВОЕ КИНО: «Алиби» Курта Маттилы и Мэтта Чековски
31 января 2006 г.
АЛИБИ THE ALIBI
Режиссеры Мэтт Чековски и Курт Маттила
В ролях Стив Куган, Ребекка Ромяйн, Джеймс Марсден, Сельма Блэр, Джеймс Броилн, Джон Легуизамо, Генри Роллинз, Дебора Кара Унгер, Джейми Кинг
США, 2005 г. 93 мин.
Британский комик торгует алиби – оптом будет дешевле
У британского актера-комика Стива Кугана здорово получается все время ходить с обиженным выражением лица, сложив губки в куриную гузку. Именно к этому умению ему и приходится прибегать большую часть фильма – дело его герою Рэю Эллиотту приходится иметь по большей части со сластолюбивыми седыми стариканами, ревнивыми мужьями-параноиками, разъяренными любовниками-латиносами, серьезно настроенными мордоворотами и расчетливыми красотками. Потому что Рэй Эллиотт решил сколотить бизнес на человеческих слабостях – он предоставляет алиби нуждающимся в нем. «Скажите мне, где вы будете в это время, чтобы я приложил все усилия к тому, чтобы вы не оказались в этом месте». Такой вот новаторский бизнес выбрал человек, стирку чужого белья, и кого же ему винить, когда он попадает в такой переплет, что ему на хвост садится полиция, частные детективы, и весь ворох его клиентов? Продолжать строить из себя невинную овечку? Заказывать билет в Рио-де-Жанейро? Открыть более спокойное дело? Нет, Рэй Эллиотт почему-то ходит по моргам и пристально приглядывается к каждому свежему поступлению – ищет в нем что-то сове.
Все-таки это прошлогодний «Город греха» Родригеса пробил такую здоровую черную брешь в кинобизнесе, и туда устремились сразу же рыбы помельче – в том числе и «Ледяной урожай», и "Где скрывается правда" и вот этот режиссерский дебют изготовителей спецэффектов для «Особого мнения» Спилберга. А мелкая рыбешка своим количеством вполне может отбить вкус к самым аппетитным вещам - это проверенный факт. Мошенники, бандиты и проститутки обтяпывают свои грязные делишки, и уже без какого-то алиби в виде стилизации или ностальгии по классическим нуарам, а при свете белого дня и ничтоже сумняшеся, что они первые, кто, находя в своей постели труп, решает вывести его незаметно за город, авось обойдется, сойдет с рук. В «Алиби», конечно, подобрались колоритные персонажи – один мормон-троеженец чего стоит. Но на этой ниве уже лет 20 успешно работают братья Коэны, и никакого колорита, чтобы обскакать их, не хватит. Чековски и Маттила даже держаться вместе, чтобы издалека хотя бы выглядеть, как братья (которые придумали кино, если кто не помнит). Завернуть, разве что, сюжет похитрее – при таком количестве персонажей, из которых даже не понять, кто второстепенный, а кто третьестепенный, это несложно. Что-то прояснится в затянутой финальной сцене в отеле «Эллрой», где встречаются обманутые сердца, но далеко не все.
Я лично рад за вроде бы удачно складывающуюся карьеру в Голливуде Стива Кугана, ибо вслед за Альфредом Молиной из «Кофе и сигарет» готов бухаться ему в ножки за роль неазвисимого свенгали Тони Уилсона в «Круглосуточных тусовщиках». Но смотреть фильм «Алиби», как угодно четко выстроенный и сработанный, лучше всего будет так же, как и Рэй Эллиотт/Стив Куган – на своих клиентов. Приподнять едва заметно губу и сделать вид, что ты не имеешь к происходящему совершенно никакого отношения. Вот с последним уж точно не поспоришь.